Достопримечательности Шри-Ланки

Достопримечательности Шри-Ланки

 

К комфортабельному умеренному климату Шри-Ланки, ее богатейшему разнообразию флоры и фауны, тропическим джунглям и ботаническим садам добавьте ее разнообразный ландшафт — горы, долины, озера и водопады, контрастирующие с песчаными пляжами, окруженными паль­мами, и голубыми водами моря с коралловыми рифами, ждущими своих исследователей.

Свидетельства 2300-летней истории цивилизации острова — остатки искусственных водохранилищ среди руин древних городов, объявленных ЮНЕСКО памятниками мирового культурного наследия.

К их числу относятся Анурадхапура (расцвет которой пришелся на V—X вв. до н.э.), Сигирия (V в.), Полоннарува (IХ-ХIVвв.) и Канди (ХVIIX вв).

Славное и порой неспокойное прошлое острова представлено сотнями даго, храмов, монастырей и садов, а так же живописью, скульптурами, резь­бой, древней и колониальной архитектурой (такой как, например, Форт Галле, также являющийся памятником мирового культурного наследия).

Религиозные и культурные празднества, представляющие собой, по сути, живые памятники, можно увидеть наряду с более современными ритуалами, такими как крикетные матчи с участием доблестной шриланкийской команды и даже матчи по регби, лошадиные бега и турниры по бильярду.

 

В список мест, обязательных для посещения, любой турист, скорее всего, внесет следующие достопримечательности:

 

• Храм Зуба Будды, Канди

• Королевский ботанический сад, Перадения

• Слоновий питомник, Пиннавела

• Форт Галле

• Сигирия

• Древние руины в Анурадхапуре и Полоннаруве

• Чайные плантации и прииски самоцветов.

 

Из сотен религиозных построек особенный интерес представляют:

 

• Храм Эмбекке близ Канди

• Скальный храм, Дамбулла

• Муннесварам, близ Чилау

• Мечеть Джуми-Уль-Аффар Джума, Петта

• Церковь Святой Троицы в Нувара Элия

 

Примерные маршруты для самостоятельных поездок в Шри-Ланке

 

После долгого перелета вам необходимо будет отдохнуть день или два. Я предлагаю запланировать поездку в Коломбо сразу же по прибытии, так чтобы из аэропорта отправиться в город, зарегистрироваться в отеле и перевести дух.

На следующий день вы сможете осмотреть город и уделить внимание делам, связанным с путешествием (подтвердить брони, загля­нуть в банк, купить железнодорожные билеты и т.п.).

 

По железной дороге

 

Хотя поезда ходят на Шри-Ланке не повсеместно, на них все же можно добраться до большей части достопримечательностей острова. Поездки на поездах и такси позволят вам осмотреть большую часть стра­ны, не повторяя маршрутов. Однако система железнодорожного сообщения на Шри-Ланке страдает от недостатка техподдержки, и поездка по железной дороге представляет собой скорее приключение, чем комфорта­бельный способ путешествия. Вот два железнодорожных маршрута, отправившись по которым, можно за две недели увидеть многое.

 

Из Коломбо в Канди (на междугородном поезде), дневным поездом в высо­когорную область через Нану Ойя (Nanu Оуа) (до Нувара Элия), дневным поездом в Хапутале (Haputale) или Бандаравелу (Banderawela), на такси до Тиссамахарамы (Tissamaharama), сафари на джипах в Яле, трехколесным автомобилем до Матары, поездом до Галле, поездом до Хиккадувы или Бентоты (чтобы отдохнуть на пляже), затем поездом до Коломбо или на такси прямиком в аэропорт для отбытия.

Если вы предпочитаете отдох­нуть на пляже, прежде чем отправляться на поиски приключений, марш­рут можно проделать в обратном порядке.

 

Чтобы включить в маршрут Культурный треугольник, попробуйте сделать так:

 

Из Коломбо в Анурадхапуру (на поезде), на такси до Полоннарувы, Сигирии и Матале, поездом до Канди, поездом (идущим на Нувара Элия) до Нану Ойя, поездом до Бандаравелы, на такси до Тиссамахарамы, сафари на джипах в Яле, на трехколесном автомобиле до Матары, затем поездом до Хиккадувы или Бентоты, где можно отдохнуть на пляже, и на такси до аэропорта.

 

На автобусе. Приведенные выше маршруты можно повторить и на меж­дугородных или местных автобусах. Однако поездки в автобусе на дальние расстояния еще более неудобны, чем поездки на поезде, а потому не реко­мендуются путешественникам, разве что тем, которых не смущают частые военные и полицейские проверки на дорожных заставах.

 

По дороге. Наняв автомобиль или микроавтобус с водителем, вы можете наметить собственный маршрут. Для 13-дневного пребывания: из аэропорта отправиться на такси на один из пляжных курортов западного или южного побережья, провести там 2 суток;

 

• с курорта (через Галле) добраться до Ялы (2 суток);

• из Ялы в Эллу (1 сутки);

• из Эллы в Нувара Элия (2 суток);

• из Нувара Элия в Канди (1 сутки);

• из Канди в Гиритале (1 сутки);

• из Гиритале в Сигирию (1 сутки);

• из Сигирии в Анурадхапуру (1 сутки);

• из Анурадхапуры в Коломбо (2 суток);

• из Коломбо в аэропорт.

 

Если хотите начать путешествие в Коломбо и закончить на пляже, прой­дите этот маршрут в обратном порядке.

----------------------------

Когда посещать Шри-Ланку?

Когда посещать Шри-Ланку?

 

Раньше традиционно считалось, что время с октября по март — лучшее для отдыха на западном побережье (в это время море спокойное, а пляжи широкие).

В апреле наступает весенний сезон в высокогорной части, а период с мая по сентябрь лучше всего проводить на пляжах восточного побережья вокруг Тринкомали. Теперь, когда сезоны не так предсказуе­мы, это правило может не действовать. Приезжайте, когда сможете, — есть шанс, что в любое время года вы найдете подходящий для вас климат в том или ином регионе острова.

Если главная цель поездки для вас — пляж, подумайте о так называе­мом «мертвом сезоне» (с мая по сентябрь), во время которого — за исключением августа — отдых в отелях западного побережья обойдется дешевле. С мая по сентябрь длится сезон дождей? Что ж, именно поэто­му отели на западном берегу и дешевле. Однако здесь редко льет целыми днями, как при муссоне, поэтому попытаться все же стоит. Море у запад­ного берега в это время не очень спокойное, и купание может оказаться неприятным (и даже небезопасным), но во всех пляжных отелях есть бассейны.

 

Поскольку на Шри-Ланке так много интересного, а лететь до нее из любого места, кроме Индии, очень долго, отведите на пребывание здесь как можно больше времени, чтобы сполна насладиться отдыхом. В аэро­порту на пребывание с туристическими целями дается 30 дней. Если в вашем распоряжении всего две недели или даже меньше, попробуйте втиснуть в них по крайней мере экскурсии на микроавтобусе в Канди и Галле (эту поездку можно также совершить на поезде, но это будет менее удобно).

----------------------------

Население Шри-Ланки

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Население Шри-Ланки

 

Согласно переписи, проведенной в июле 2001 г., численность населения в 18 районах страны равнялась 16 859 796 человек. Однако семь районов на севере страны не участвовали в переписи.

По данным переписи 1981 г. численность населения в 22 районах равнялась 13 150 000 человек.

Сей­час общая численность населения составляет, согласно подсчетам, около 20 миллионов человек. Большинство из них сингальцы (74%), 12,6% — ланкийские тамилы, 5,5% индийские тамилы. Из оставшихся большую часть (7,1%) составляют мавры, потомки арабских поселенцев. Также есть ланкийцы малайского, китайского, голландского (бюргеры) и отда­ленного португальского происхождения, а также несколько евразийских и небольших индийских сообществ (таких, как парсы). Ведды (потомки аборигенного населения острова) изначально проживали в лесах, сейчас их осталось всего несколько сотен, поскольку большинство пережени­лись на сингальцах. Сингальцы принадлежат к арийской ветви, а тамилы к дравидской. Однако иностранцу не так легко отличить по внешнему виду сингальца от тамила — для них все они ланкийцы.

 

Общение в Шри-Ланке

 

Большая часть населения говорит на сингальском — языке индоарийского происхождения. Конституция обозначает в качестве официальных языков сингальский и тамильский, а также английский в качестве свя­зующего звена. Сейчас, после временного перерыва, в течение которого английский был исключен из системы образования, он распространяет­ся все более широко. Это основной язык в сфере торговли и туристиче­ской индустрии. Названия учреждений, вывески и указатели пишут обычно на английском и сингальском либо на английском и тамильском, а иногда на трех языках сразу.

Буддизм появился на острове около 2300 лет назад и вызвал культурную революцию, за которой последовала эпоха непревзойденных достиже­ний. Произошедшие перемены определяли образ жизни людей, поощря­ли развитие искусства и архитектуры, выразившееся в создании множе­ства даго (ступ), храмов, монастырей, статуй, обширных искусственных водохранилищ и ирригационных систем. И через двадцать три века после появления на острове буддизм продолжает существовать в своей чистей­шей форме — в виде буддизма теравада.

 

«Буддийская доктрина непротивления и терпимости наложила отпечаток на всю страну и на ее жителей. Представители различных конфессий и этниче­ских групп живут бок о бок в полной гармонии в рамках демократического общества», — сообщает туристическая брошюра. Этим словам нелегко пове­рить в обстановке терроризма, царящей с 1983 г., однако существующее в стране напряжение действительно никак не связано с религиозными противоречиями.

 

Будда носил имя Сиддхартха и был родом из североиндийской семьи. Он родился около 624 г. до н.э., был женат и имел сына, но отказался от праздной роскошной жизни из сострадания к людским горестям. Он стал вести жизнь, полную самопожертвования, и в возрасте 35 лет в день пол­нолуния Весак, сидя под деревом бодхи в Бодх-Гайя (в Индии) он постиг абсолютную истину. Впоследствии он стал известен как Будда, Просвет­ленный или Пробужденный, и стал проповедовать миру Дхамму (или истину).

 

Будда учил, что человеческое существо постоянно перерождается в мире, поскольку имеет стремления и испытывает желания, и это является основ­ной причиной его страданий. Круг перерождений можно разорвать, лишь достигнув нирваны, или состояния абсолютного просветления. Путь к спа­сению — Благородный Восьмеричный Путь праведной веры, праведных целей, праведной речи, праведных деяний, праведного образа жизни, пра­ведных стремлений, праведного сосредоточения и праведной медитации.

 

Если буддист отрекается от своей семьи, дома и мира, он может всту­пить в Сангху (монашеский орден). Существует также сходное объедине­ние для женщин. Согласно традиции монах должен обладать только восе­мью личными вещами, зарабатывать себе на жизнь сбором подаяния и неукоснительно следовать уставу ордена.

 

Ричард Джонс дает следующее пояснение: «На мой взгляд, слова «подаяние» и «способ зара­ботать на жизнь» в отношении буддийского монаха несколько неточны. Монах не «зарабатывает себе на жизнь», он просто ведет такой образ жизни, при котором зависит от светского общества в обеспечении четы­рех основных потребностей (пиша, одежда, крыша над головой и лече­ние).

Все это обычно предоставляют ему охотно и с радостью. Дарение монахам подарков миряне рассматривают как в высшей степени похваль­ное деяние, ведь монахи представляют собой живой образец добродетели и возвышения духа. Называть это подаянием — значит вызвать оскорби­тельные для монахов коннотации».

 

Является ли буддизм философией или религией? Обычно отвечают, что он и то, и другое, поскольку принципы буддизма неразрывно соеди­нены с образом жизни, стремящейся к идеалу — нирване. Буддисты Шри-Ланки глубоко религиозны, совершают все положенные ритуалы и поклоняются Будде не как божеству, а как исключительно просветленной личности, показавшей им путь к идеалу.

 

На Шри-Ланке есть особые для буддистов дни, важные мероприятия проводятся в благоприятное время, которое определяют монахи. Хотя Шри-Ланка не является исключительно буддийским государством, приезжающие чувствуют его влияние. Индуизм, ислам и христианство также процветают, поэтому можно не покривив душой назвать Шри-Ланку островом религиозной свободы и толерантности. Представители одной конфессии часто принимают участие в религиозных обрядах дру­гих вероисповеданий, и все с удовольствием отмечают основные праз­дники разных религий.

----------------------------

История Шри-Ланки

История Шри-Ланки

 

Существует вероятность, что остров был населен уже 500 000 лет назад. Богатый и плодородный, с пышными лесами и равнинами, изобилием животных и реками, богатыми рыбой, он наверняка был привлекатель­ным местом поселения для первобытных людей. Окультуривание диких растений, расширившее продовольственные запасы охотников, вероят­но, произошло на Шри-Ланке около 12 000 лет назад.

 

Если Юго-Восточная Азия была колыбелью человеческой цивилиза­ции, Шри-Ланка могла воспользоваться благами сельского хозяйства, гончарного дела и изготовления каменных инструментов, которые при­несли на остров моряки, заплывавшие с соседних архипелагов — Филиппин и Индонезии.

На острове были найдены памятники культу­ры каменного века, и существует мнение, что изолированные общины, находящиеся на уровне развития каменного века, сохранялись на остро­ве еще 1000 лет назад. Сегодня живым связующим звеном с изначальны­ми жителями острова считаются ведды.

Документированная история Шри-Ланки началась 2500 лет назад. Летописи Махавамса (Mahawamsa) и продолжающая ее Кулавамса (Culawamsa), составление которых было начато буддийскими монахами 1500 лет назад, рассказывают о богатом и красочном прошлом Шри-Ланки.

В Махавамсе утверждается, что сингальцы под началом короля Виджайи появились на острове за тысячу лет до начала летописания.

 

Шри-Ланка активно торговала с другими странами задолго до рожде­ства Христова и считалась островом великого изобилия. Купцы считали ее житницей Азии. Греческие торговцы прибывали сюда во времена Алек­сандра Великого (335—323 гг. до н.э.), чтобы торговать драгоценными кам­нями, муслином и черепаховым панцирем. Шри-Ланка была известна как источник слоновой кости, а также риса. В период, когда столицей была Анурадхапура, существовали торговые связи между Шри-Ланкой и Рим­ской империей, которые поддерживались в течение 14 столетий, до 1017 г.

 

Буддизм появился на острове за 246 лет до рождества Христова. После завоевания ланкийского королевства войсками государства Чола под предводительством Раджараджи Великого (985—1018), подчинившего также Южную Индию, в стране образовался новый политический центр, сплотившийся вокруг Полоннарувы. Завоевателей чола, исповедовавших индуизм, через некоторое время разбили войска Виджаябаху I (1055—1110), который восстановил на острове буддизм.

 

Его племянник Паракрамабаху  (1153—1186) прославился как прави­тель, не только объединивший остров, но и построивший множество великолепных зданий (ныне руины Полоннарувы) и ирригационных сооружений.

Династические распри, возникшие после его смерти, постепенно привели к распаду государства на несколько независимых кня­жеств. С 1253 по 1400 г. на острове было пять разных столиц. Со временем новое государство выросло на базе княжества Котте близ Коломбо — именно там ныне заседает парламент и находится официальная столица государства, Шри Джаеварденепура. Развернувшуюся со смертью Пара­крамабаху VI (1412—1467) борьбу за власть прервало в 1505 г. прибытие португальцев.

 

Было ли дело в пророчестве, предостерегавшем, что иностранному владычеству суждено длиться 443 года, или в простой предосторожности, но правитель Котте решил обмануть появившиеся португальских захват­чиков. Услышав донесения об этих странных людях, которые были обла­чены в железо (доспехи), ели камни (хлеб), пили из бутылок кровь (вино) и несли с собой палки, извергавшие громы и молнии (огнестрельное ору­жие), король, должно быть, старался всеми правдами и неправдами оття­нуть момент встречи с ними. Он распорядился привести к нему чуже­странцев окольным путем, чтобы они не догадались, как близко (Лего в 13 км) его королевство находится от Коломбо и, следовательно, как уяз­вимо оно для нападения.

 

Уловка не имела успеха, поскольку шум пушечных залпов, доносив­шийся с кораблей, а также умение моряков ориентироваться на местно­сти позволили разведывательной партии определить свое местоположе­ние. Но до сегодняшнего дня шриланкийское выражение, означающее «надуть кого-нибудь», звучит как «отвести португальцев в Котте». В те времена португальцы были заинтересованы только в торговле и стреми­лись забрать в свои руки поставку камфары, сапфиров, слонов и корицы, которые контролировал правитель Котте.

Этим португальское вмешательство могло бы и окончиться, если бы не внутренние разногласия между сингальцами. Правители Котте надея­лись извлечь выгоду из присутствия португальцев, поэтому тем было позволено поселиться вдоль берега и выстроить стратегические укрепле­ния.

Это, однако, привело к укреплению позиций; португальцев на всей территории острова, за исключением лишь княжества Канди.

В 1617 г. правитель Канди согласился вести переговоры с португальцами, однако это привело к нашествию португальцев в кандийские порты Баттикалоа и Тринкомали. Поэтому король Раджасингхе II заключил союз с голланд­цами против португальцев.

 

Голландцы удерживали сильные позиции в регионе благодаря торго­вле пряностями в Восточной Индии. Они не замедлили воспользоваться обещанной им монополией на островную торговлю пряностями в обмен на помощь в избавлении от португальцев.

 

Голландцы отбили у португальцев порты Баттикалоа и Тринкомали, но оставили за собой порты Галле и Негомбо, которые сами захватили в 1641 г.

В 1656 г. они отняли у португальцев форт Коломбо, а с захватом в 1658 г. Джафны положили конец португальской оккупации.

Однако к смятению кандийцев, голландцы о отнюдь не спешили покидать Шри-Ланку и продержались на острове еще 138 лет.

Раздоры между Голландией и Великобританией во времена наполеоновских войн привели к аннексии Великобританией голландских  поселений на Востоке. Первая фаза британского наступления началась с осады Коломбо.

В 1796 г. голландцы сдали город, а собственность голландской Ост-Индской компании в Цейлоне перешла к Великобритании.

Однако сопротивление княжества Канди в центральной горной части острова не позволяло Британии превратить остров в единое целое, которое можно было бы считать своим.

 

В 1803 г. англичане предприняли попытку (с треском провалившуюся) захватить королевство военным путем. После этого в ход были пущены дипломатия и двуличие.

Сэр Джон д'Ойли (John D'Oyly) был одним из тех, кто поддерживал недовольных кандийских старейшин, действия которых и позволили Британии захватить королевство.

Король Шри Викрама Раджасингхе (1798—1815) был спешно отправлен в Индию, а кандийские старейшины заключили соглашение с правителями Великобритании.

 

Соглашение не означало, впрочем, что власть в Канди перешла к англичанам. В 1817-1818 гг. сопротивление иностранным захватчикам вылилось в организованное восстание. Англичане беспощадно подавили его, и расстановка сил в стране была наконец-то четко определена.

Впер­вые со времен царствования Паракарамабаху (1153—1186) и Нисанка Мала (1187—1196) вся Шри-Ланка находилась под единым управлением.

 

Завоевав остров, англичане энергично принялись его колонизировать. Он превратился в комплекс плантаций, где культивировали сначала кофе, а затем чай. Молодые британцы (среди которых было много шот­ландцев) переезжали на остров и обосновывались в сельской его части, с тем, чтобы возделывать чайные плантации.

Некоторые оценивают дей­ствия плантаторов XIX в. исключительно как грабительские, эксплуата­торские и порабощающие Шри-Ланку и ее население. Однако следует также принимать во внимание пользу и прогресс, которые приносило острову британское колониальное присутствие. Англичане не только поддерживали, но и напрямую финансировали Шри-Ланку посредством плантационной промышленности.

 

Успешное развитие плантаций отразилось и на ланкийцах. На острове появилась новая местная аристократия, вовлеченная в капиталистические предприятия. Эти предприятия служили основой для укрепления социаль­ного положения. Сингальцы и тамилы сообща, соединяя независимую инициативу с изучением британских способов ведения дел, открывали собственные коммерческие предприятия и получали немалую прибыль.

Британское присутствие на острове просуществовало до 4 февраля 1948 г. — в этот день герцог Глочестер, представляющий короля Георга VI, официально даровал независимость Цейлону.

Пятьдесят лет спустя в Коломбо этот факт был еще раз подтвержден церемонией, на которой присутствовал нынешний принц Уэльский.

 

Возможно, именно спокойный, терпимый характер местного населения был причиной того, что Великобритания могла управлять страной, не опасаясь крупных беспорядков на местах.

В 1915 г., в столетнюю годовщину падения Канди, начались волнения, причиной которых стало укрепление радикальных оппозиционных дви­жений.

Набирали силу и сторонники умеренной позиции — так, в 1919 г. была основана политическая партия консервативной направленности под названием Цейлонский Национальный Конгресс (Ceylon National Congress).

Под руководством Дона Стивена Сенанаяке (Don Stephen Senanayake) Конгресс последовательно лоббировал проведение консти­туционной реформы. Англичане уступили давлению, и Шри-Ланке в качестве первичной меры внутреннего самоуправления была предоста­влена система территориального представительства.

Кроме того, было введено всеобщее избирательное право, по которому голосовать могли все жители Шри-Ланки — и мужчины, и женщины в возрасте старше 21 года. Это был первый случай введения избирательного права в таком объеме в британской колонии, и это случилось лишь спустя два года после того, как подобные права получили сами британцы.

 

После того как все жители Шри-Ланки получили избирательные права, на острове стали развиваться новые виды свободного гражданско­го самовыражения. Появилось движение буддийского национализма, а также партии рабочих классов. Британия надеялась на постепенный переход к независимости, который не вызвал бы антагонизма у тех, кто не принадлежал к господствующему буддийско-сингальскому большин­ству.

 

В 1944 г. Д.С. Сенанаяке предложил проект новой конституции, которая должна была гарантировать религиозный нейтралитет государ­ства. Комиссия, возглавляемая лордом Соулбери (Soulbury), пришла к сходному заключению и поддержала идею внутреннего самоуправления. Однако общественное мнение стояло за полную независимость, которая и была предоставлена Шри-Ланке. Таким образом, Шри-Ланка избежала травм, которые пришлось пережить Индии.

 

Ведды (буквально — «охотники») — коренное население Шри-Ланки. Они выживают, сопротивляясь попыткам правительства ассимилировать их и попыткам туристов опекать их. На их культуру влияет интерес туристов, которые иногда приезжают к их поселениям в автобусах, чтобы поглазеть и пофотографироваться среди полуобнаженных людей с топорами и луками. За этим, естественно, следует денежное (или алкогольное) вознаграждение со всеми вытекающими последствиями. Вместо того чтобы полагаться на джунгли, которые они когда-то считали своим домом (и доступ в которые часто запрещен), многие ведды превратились, по сути, в лицедеев, удовле­творяющих любопытство местных и иностранных туристов.

Считается, что на острове живет около 5000 ведцских семей, хотя многие из них смешанные (возникшие в результате брака с сингальцами). Несмотря на то, что ведды и их близкий к природе образ жизни могут вызвать у нас любопытство, вероятно, лучше всего будет оставить их в покое и не превра­щать поездку к ним в пустое развлечение.

 

 

Г-н Д.С. Сенананяке как лидер Объединенной Национальной Партии (ОНП) (United National Party, UNP) сформировал коалиционное прави­тельство из членов независимых партий и стал первым премьер-мини­стром независимого Цейлона после 152 лет британского правления.

 

Стра­на стала членом Содружества Наций, а в 1955 г. вступила в Организацию Объединенных Наций.

В 1956 г. г-н С.У.Р.Д. Бандаранаике (S. W. R. D. Bandaranaike), лидер оппозиционной партии Махаяна Эксат Перамуна (Mahajana Eksath Peramuna, МЕР) в результате всеобщих выборов занял пост премьер-министра Он проводил программу национализации и фор­мировал государственные монополии, но был убит в 1959 г.

В 1960 г. его вдова, г-жа Сиримаво Бандаранаике (Sirimavo Bandaranaike), лидер Пар­тии Освобождения Шри-Ланки (Sri Lanka Freedom Party), стала премьер-министром — и первой женщиной в мире, занявшей этот пост. Она про­должала политику национализации до поражения на выборах в 1956 г., но вернулась к власти в 1970-м.

 

Новая конституция положила конец зависимости Цейлона от метро­полии;

22 мая 1972 г. появилась Республика Шри-Ланка. В результате первых всеобщих выборов в 1978 г. власть получила ОНП во главе с Юниусом Ричардом Джайевардене (Junius Richard Jayewardene), который затем внес поправки в конституцию и стал первым президентом Демократической Социалистической Республики Шри-Ланки. Его сменил на посту Ранасингхе Премадаса (Ranasinghe Premadasa), который был избран президентом в 1988 г., а в 1989 г. ОНП победила на всеобщих выборах. Премадаса был убит в 1993 г.

 

В 1994 г. на всеобщих выборах победила партия Народный Альянс (НА) (People's Allance, РА). Было сформировано правительство во главе с госпожой Чандрикой Бандаранаике Кумаратунга (Chandrika Bandaranaike Kumaratunga), дочерью двух премьер-министров, которая тоже стала премьер-министром. Она была избрана президентом в 1995 г. и переизбрана в 1999-м.

На всеобщих выборах в следующем году ее партия победила с незначительным перевесом, но потеряла большинство сторонников после того, как члены одной из коалиционных партий примкнули к оппозиции в июне 2001 г.

 

Всеобщие выборы, проведенные в декабре 2001 г., окончились побе­дой ранее находившейся в оппозиции ОНП и ее сторонников. Премьер-министром стал, Ранил Викермесингхе (Rami Wickermesinghe), бывший премьер-министр и племянник бывшего президента Ю.Р. Джаевардене.

Он немедленно развернул переговоры с целью выработки политического решения, которое положило бы конец террористическим действиям группировки «Тигры Освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) (Liberation Tigers of Tamil Elam, TLTE), также известной как «Тамильские тигры».

 

Корни конфликта уходят в 1970 г. — тогда с утверждением сингальско­го в качестве государственного языка тамильское население потеряло шансы на возвышение.

В июле 1983 г. ТОТИ убили 13 сотрудников прави­тельственной охраны, что привело к этническим стычкам в Коломбо, Джафне и нескольких других городах.

Считается, что именно в тот день над безмятежным будущим Шри-Ланки сгустились тучи. Несмотря на попытки усмирить террористов силой или договориться с ними мирным путем, ТОТИ активно продолжали существование и не переставали нано­сить удары. Самым трагическим инцидентом стал взрыв в июле 2001 г. нескольких военных и гражданских самолетов в национальном аэропорту.

 

Благодаря усилиям нового правительства в феврале 2002 г. было заключено официальное перемирие. Напряжение постепенно спало, заставы на дорогах убрали, а жизнь в стране в основном возвратилась в привычное русло.

Возобновился приток иностранных инвестиций и туристов. Однако тот факт, что президент (а также глава Кабинета мини­стров) и правительство находились по разные стороны политического барьера, в конце концов, привел к открытому столкновению, в результате которого президент Кумаратунга распустила парламент.

В апреле 2004 г. были проведены новые выборы.

 

Несмотря на то, что президентская партия и ее сторонники-марксисты не набрали большинства голосов, им удалось сформировать оппозицию во главе с Ранилом Викремесингхе.

Президентские выборы, прошедшие в ноябре 2005 г., окончились поражением Ранила Викремесингхе и побе­дой тогдашнего премьер-министра Махинды Раджапаксы (Mahinda Rajapaksa).

Партия Раджапаксы и его союзники сформировали в феврале 2007 г. новое правительство, в состав которого вошло более 50 министров — и это был самый обширный в мире Кабинет министров. Поскольку пред­ставители оппозиции занимают в правительстве министерские посты, а члены парламента входят в оппозицию, партийная политика на Шри-Ланке представляется весьма запутанным предметом.

 

Повышение террористической активности в 2007 г. вызвало новую волну проверок и учреждение полицейских и военных застав по всей стране, особенно в Коломбо. Формальное соглашение о прекращении огня (которое к тому времени окончательно утратило силу) было аннули­ровано правительством в январе 2008 г., и против ТОТИ были предприня­ты активные военные действия.

Отдельные взрывы, ответственность за которые возлагали на ТОТИ, прогремели во внутренних юго-восточных областях страны, а также в Коломбо и его пригородах.

 

----------------------------

Природа Шри-Ланки

Природа Шри-Ланки

 

Двести лет назад почти вся территория острова была покрыта густыми лесами, изобилующими флорой и фауной, обычной для тропического муссонного климата. К несчастью, первопроходцы-колонисты, осваи­вавшие остров, мало заботились о сохранении его природных ресурсов. Лесной покров быстро сокращался и сейчас составляет менее 30% общей территории. 1,58 млн. га густого леса с сомкнутым листовым покровом вкупе с более редкими лесами составляют около 2 млн. га.

Однако у этой картины есть и более позитивный аспект. Как страна, имеющая один из самых высоких в мире показателей плотности населе­ния, Шри-Ланка отличается тем, что 13% ее территории отведены под природные парки и заповедники для диких животных. На Шри-Ланке насчитывается 242 известных науке вида бабочек, 435 зарегистрирован­ных видов птиц, 92 вида млекопитающих, 107 видов рыб, 54 вида земно­водных, 74 вида четвероногих рептилий и 81 вид змей.

Многообразие живой природы делает остров одним из самых привлекательных мест для экотуризма. Здесь можно найти 830 видов эндемических цветущих расте­ний, из которых 230 являются редкими и находятся под угрозой исчезно­вения. Самая богатая флора, не только на Шри-Ланке, но и во всей Южной Азии находится в долинах юго-западной части острова, где на небольшой площади около 15 000 км2 сконцентрировано более 90% энде­мических видов.

 

Наряду с усилиями по поддержанию благосостояния окружающей среды существуют программы улучшения урожайности сельскохозяй­ственных земель, основанные на ирригационных системах, возраст кото­рых превышает 2000 лет. Особенное беспокойство вызывает эрозия бере­говой линии. Было подсчитано, что западная, юго-западная и южная береговые линии, общей протяженностью 685 км, разрушаются на 0,3-4,0 мм в год. Политические и международные вопросы, касающиеся окружающей среды, решает

 

Министерство окружающей среды, также существует Центральный орган по вопросам окружающей среды (Central Environmental Authority), обладающий полномочиями проводить в жизнь законодательные акты об охране природных ресурсов острова.

 

Последствия цунами, в результате которого погибли 35 000 человек и 800 000 лишились жилья, можно видеть и ныне, на западном и южном побережьях от Калутары до Ялы и по всему восточному берегу. Жители Шри-Ланки продемонстрировали замечательную гибкость перед лицом катастрофы — пляжные отели частично открылись для приема гостей уже через несколько дней после того, как их нижние этажи были разрушены. Новые поселения, построенные на средства различных спонсоров для тех, кто лишился своих домов, привели к преобразованию ландшафта — прибрежные зоны опустели, а жилые постройки сосредоточились в более возвышенных районах ближе к центру острова.

----------------------------

Климат Шри-Ланки

Климат Шри-Ланки

 

Поскольку Шри-Ланка расположена близко к экватору, смена сезонов на ней не выражена, и зимы на острове не бывает. Длина светового дня оста­ется практически неизменной круглый год, разница между 22 июня и 22 декабря в Коломбо составляет всего 48 минут.

Климат Шри-Ланки колеблется в среднем диапазоне от 12 °С в Нувара Элия до 33 °С в Тринкомали.

 

Средний уровень осадков варьируется от 1000 мм в отдельных засу­шливых регионах северо-запада и юго-востока до 5000 и более мм в неко­торых районах Кегалле и Нувара Элия (на юго-западных склонах цен­тральных холмов).

 

В сезон муссонов дожди обычно захватывают юго-западную и северо-восточную области соответственно. Иногда осадков выпадает недостаточно, что приводит не только к засухе, но и к отключе­нию электричества, поскольку от нехватки воды страдает система гидро-электроснабжения.

 

Традиционно лучшее время для поездки — с октября по март, если вы планируете провести время на западном берегу. На восточный берег лучше ехать с апреля по сентябрь. Однако не стоит полагаться на тради­цию, как на прогноз погоды. В действительности на Шри-Ланке никогда не бывает достаточно холодно, чтобы пошел снег, и даже во время дождя вам больше пригодится зонт, чем плащ, потому что при повышенной влажности воздуха тяжелая одежда становится некомфортной. В целом в том или ином регионе страны каждый день бывает солнечным.

----------------------------

География Шри-Ланка

География Шри-Ланка

 

Площадь Шри-Ланки равняется приблизительно половине площади Англии. С севера на юг она тянется на 435 км, в самой широкой точке достигает 240 км. От Индии Шри-Ланку отделяет 48-километровый Полкский пролив, настолько мелководный, что океанские суда не могут обогнуть остров с севера.

Несмотря на то, что расстояние от Шри-Ланки до Индии невелико, разница между этими странами во всех отношениях огромна.

Большую часть территории острова составляют равнинные низмен­ности, однако центральная южная часть гористая, там находятся девять пиков высотой более 2133 м. Самые высокие горы острова — Пидурута-лагала (2524 м), Киригалпота (2395 м), Тотаполаканда (2357 м), Кудаха-гала (2320 м) и Шри Пада, или Пик Адама (2243 м).

 

 

Самая длинная из множества рек — Махавели Ганга (Mahaweli Ganga) (ее длина 335 км) вдвое превышает следующую по протяженности реку Аруви Ойя (Aruvi Оуа), длина которой 164 км.

На острове насчитывается около 100 водо­падов, самый высокий из которых — Бамбараканда (Bambarakanda) (263 м), за ним следуют Диялума (Diyaluma) (220 м) и Курунду Ойя (Kurundu Оуа) (206 м).

У берегов Шри-Ланки расположены 113 неболь­ших островов.

Общая площадь суши и моря составляет 554 235 км2, из них суша зани­мает 65 525 км2, внутренние воды — 1570 км2, исторические воды — 12 060 км2, территориальное море — 18 060 км2, зона, прилежащая к тер­риториальным водам — 19 620 км2 и исключительная экономическая зона (EEZ) - 437 400 км2.

----------------------------
Назад 1 2 3 4 Вперед