Цейлонский чай

Цейлонский чай

 

Чай начали выращивать на Цейлоне в 1824 г., когда в Ботанический сад в Перадении привезли несколько саженцев из Китая. В 1839 г. из Ассама доставили следующую партию саженцев. В 1867 г. (когда железная дорога достигла Пера-дении) шотпандский плантатор Джеймс Тейлор (James Taylor) посадил чайную рассаду на 8 га лесной земли, расчищенной для посадки кофе.

 

Интуиция не подвела Тейлора, поскольку двумя годами позже вредители подчистую уничтожили весь урожай кофе в стране. Плантаторы острова пере­ключились на чай, и к 1875 г. под чайные плантации было занято уже 400 га. В 1965 г. Цейлон потеснил Индию с места крупнейшего в мире экспортера чая, и чай стал одним из важнейших статей валютного дохода Шри-Ланки.

 

Крупные чайные (и не только) поместья были национализированы в 1972 г., в руках частных предпринимателей осталось только 20 га. 20 лет спустя процесс пошел в обратную сторону: плантации стали сдавать в аренду управляющим компаниям, была разрешена частная продажа чая (вместо эксклюзивной про­дажи через еженедельный чайный аукцион). Сейчас чайная индустрия пережи­вает период оптимизации, в результате которой становятся доступны более специализированные (моносортовые, органические и зеленые) чаи.

 

Лучшие цейлонские сорта чая известны как «высокогорные», их производят на плантациях, расположенных более 1200 м над уровнем моря, где климат имеет ключевое значение для качества. Лучшие сорта чая, из района Ува, производят в середине года, когда в регионе дуют очень сухие ветра, и чай приобретает характерный освежающий аромат.

Чай с другой, западной сторо­ны основной гряды холмов, из Нувара Элия, Димбулы и Дикойи, демонстрирует наилучшее качество в январе и феврале, по окончании сезона северо-западно­го муссона, когда преобладают сухая погода и прохладные ночи. По вкусу чай из Нувара Элия сильно отличается от чая из Увы, хотя эти районы расположены по соседству, что наглядно демонстрирует, насколько чувствителен чай к почве, окружающей среде и климату.

 

«Низкорастущие» сорта чая в основном производятся в частных владениях районов Матара, Галле и Ратнапура южной Шри-Ланки, их покупают больше из-за внешнего вида листьев, чем из-за вкусовых качеств. Они растут на высоте до 600 м над уровнем моря. «Среднерастущие» сорта, дающие богатый мягкий вкус и хороший цвет, растут на высоте от 600 до 1200 м над уровнем моря.

 

Путешествие чая от куста до ложки чайного дегустатора происходит в тече­ние 24 часов, хотя до того, как тот же чай используют для заваривания одной из миллиардов чашек чая, которые выпивают по всему миру каждый день, могут пройти месяцы.

Чайный куст в действительности представляет собой вечнозеленое дерево под названием китайская камеллия (Camellia sinensis), способное достигать в высоту 10 м, если не подрезать его каждые два-три года.

 

Обрезка стимулирует появление новых побегов в течение всего года. Эти побеги, состоящие из двух верхних листочков и нежной почки, собирают каждые шесть-десять дней.

 

Доставленные на чайную фабрику с полей листья раскладывают для завяливания, чтобы они утратили часть влаги. На этой стадии каждые 100 кг зеленых листьев превращаются в 50-55 кг.

Подвяленные листья запускают в машину, валики которой разрушают клеточную структуру листьев, освобождая естественный сок и энзимы, придающие чаю аромат.

Из машины листья выходят в виде скрученных липких комков.

Затем в течение примерно трех часов происходит процесс окисления, которое называют ферментацией, в ходе которого пульверизированный зеленый лист, взаимодействуя с кислородом, приобретает легкий медный оттенок.

 

Сушка листьев в камере с горячим воздухом, продолжающаяся около 20 минут, задерживает процесс ферментации, убивает бактерии, высушивает чай и делает пригодным для хранения, уменьшая изначальные 100 кг до 24.

 

Высушенный лист оставляют остыть перед просеиванием. Основные коммерческие категории чайного листа это: оранж пеко (Orange Pekoe, OP), пеко (Pekoe, Рек) и цветочный пеко (Flowery Pekoe, FP).

Рваные листья относятся к категориям Broken Orange Pekoe (ВОР), Broken Pekoe (BP), Fannings (F) и Dust (пыль).

 

Категорию ВОР используют в приготовлении традиционных упакованных чаев, а фэннинг и пыль идут на изготовление чайных пакетиков.

Чай СТС «называется так потому, что чайный лист не прокатывают машинным способом, режут, рвут и скручивают (cut, tear and curl). Его также производят на Шри-ланке как чай пакетного качества.

 

В основном чай продают на аукционе в Коломбо компаниям, которые покупают различные категории и сорта для дальнейшего смешивания и экспорта, но в магазинах Коломбо можно также купить чистый чай, без примесей.

 

Основные пункты продажи чайных специалитетов (упакованных в подарочные контейнеры) — магазины Mlesna в торговых центрах Crescat, Liberty Plaza и Majestic City, а так же в Берувале, Бандаравеле, Нувара Элия, Канди и в зале ожидания в аэропорте.

 

----------------------------

Гостиницы для путешественников в Шри-Ланке

Гостиницы для путешественников в Шри-Ланке

 

Один из плюсов для тех, кто решил путешествовать по Шри-Ланке независимо, заключается в доступности гостиниц по всей стране. Сеть гостиниц на острове была развита благодаря усилиям британских властей, которые расширили сеть бунгало для путешествующих официальных лиц, заложенных голландца­ми. Обычно такие особняки строили в красивейших местах, на расстоянии однодневного пешего похода или верховой поездки друг от друга. Их сохрани­лось более ста, от роскошных, как гостиница Tissamaharama (сейчас превра­щенная в курорт), до простых муниципальных зданий с архитектурой коровни­ка, затерянных в центральных районах. Некоторые из них очаровательны, а некоторые — нет.

 

Гостиницы принадлежат государству и сдаются в управление либо город­ским советам и правительственным организациям, либо через Комитет по делам туризма частным компаниям.

 

Крупный гостиничный оператор — Ceylon Hotels Corporation (www.ceylonhotels.lk), отличающийся высоким качеством услуг и привыкший к размещению посетителей из-за рубежа. Недавне все заве­дения этого оператора подверглись модернизации, но цены за питание и раз­мещение остались, что приятно, на прежнем уровне.

 

Гостиницы отличают услуги дворецких «старой школы» в белых саронгах и накрахмаленных белых туниках, которые обращаются с каждым посетителем как с почетным гостем. Типичный пример — заведение в Амбепуссе, в котором удобно остановиться по дороге в Канди. Многие гостиницы также пользуются хорошей репутацией из-за того, что в них можно попробовать блюда настоящей сельской кухни.

 

Если вы хотите насладиться едой в гостинице, вот несколько подсказок, которые сделают процесс более быстрым и приятным:

 

• чтобы сэкономить время, заказывайте еду, как только усядетесь на веранде, поскольку ее могут начать готовить специально для вас;

• не заказывайте напитки до тех пор, пока официант не передаст ваш основной заказ на кухню;

• если время обеденное и вы торопитесь, закажите рис и карри. Это блюдо готовят каждое утро, оно будет свежим и вкусным — и дешевым, по сравне­нию в другими позициями меню (в некоторых гостиницах подают рис и карри в виде фуршета, что очень удобно, если вы спешите);

• не заказывайте цыпленка-карри, если только официант не скажет, что он уже приготовлен; может оказаться, что в спешке блюдо из замороженной птицы не смогут приготовить как положено;

• поскольку вы иностранец, для вас в карри могут добавить больше кокосового молока, чтобы смягчить вкус приправ. Если вы хотите попробовать карри в местном стиле, скажите об этом, когда будете делать заказ;

• если вы путешествуете с водителем, он обычно может поесть с персоналом

бесплатно или по номинальной цене для местных жителей, поэтому вам не нужно приглашать его отобедать с вами теми же блюдами по туристическим расценкам;

• в некоторых гостиницах с иностранцев берут больше, чем с местных жителей, даже если вы сидите за одним столом и едите одно и то же. Если вас не устраивает этот обычай, проясните вопрос до того, как сделаете заказ;

• относитесь с осторожностью к предложению того, чего нет на столе, например чатни из манго, поскольку его стоимость будет добавлена сверх установленной цены за рис и карри. Однако опустевшие блюда карри наполнят заново бесплатно;

• отдохните на веранде с напитком, пока вас не позовут в ресторан поесть. Там вы увидите накрытый стол с огромным подносом риса, окруженным тарелками карри. Рис вам подаст официант; карри положите себе самостоятельно или, при желании, передайте сначала тем, кто сидит с вами за одним столом;

• не вегетарианцы обычно выбирают говядину или рыбу, рис и карри. Если вы обедаете вдвоем, закажите одно рыбное блюдо и одно мясное — так выбор у вас наверняка будет больше, чем если вы закажете два рыбных и два мясных блюда;

• если хотите есть пальцами, пользуйтесь только правой рукой. Однако никто, не обидится, если вы воспользуетесь столовыми приборами. Ложкой и вил­кой есть удобнее, чем вилкой и ножом;

• когда дело доходит до оплаты счета, в некоторых гостиницах придерживаются старинной традиции подавать реестр, в который вы должны вписать свое имя, национальность и адрес. Затем ваше имя появляется в счете, который может оказаться довольно длинным. Каждый пункт, включая стои­мость проживания, будет указан отдельно, пиво считают на миллилитры, а не на бутылки. 10%-ная наценка за услуги и правительственные налоги, будут включены в счет. Чаевые остаются на ваше усмотрение, но обычно превосходный сервис и отличный рис с карри стоят того, чтобы оставить лишних 5% чаевых.

 

----------------------------

Автомобили в Шри-Ланке

Автомобили в Шри-Ланке

 

Автомобили возрастом 50 и более лет все еще ездят по дорогам Шри-Ланки, особенно в сельских районах, где они иногда стоят около железнодо­рожных станций в качестве такси. Довольно часто встречаются моррис-май-норы, однако классические машины, такие как «остины» и «райли», скорее всего, принадлежат энтузиастам, а автомобили винтажной группы выходят только для участия в ралли.

 

Первые автомобили на остров привезли британские плантаторы и бога­тые цейлонцы. Среди них было несколько «даймлеров» и «роллс-ройсов», а также машин с именами, вызывающими в памяти 1920-е гг., таких как: «напье» и «грэм-пейдж» (сейчас их можно увидеть на ралли). Самый старое,_моторное транспортное средство в рабочем состоянии — грузовик «альби-он-мюррей» с цельными шинами, датируемый 1908 г., и небольшой открытый двухместный автомобиль «пэлтни», зарегистрированный в 1913 г. В ралли также принимают участие паровой грузовик «роби» (Robey) 1920-х гг. и фургон «шевроле» с открытыми боками 1935 г. выпуска.

 

Стоимость винтажных и классических автомобилей оценивается шри-ланкийскими энтузиастами, которые разыскивают на чайных плантациях и в джунглях внутренней части страны транспортные средства, которые еще можно отреставрировать. Экспорт этих автомобилей запрещен законом, поэтому бесценные «мерседес-бенцы», «даймлеры» и «остин-севены», а также мотоциклы BSA здесь можно увидеть на дороге, а не в музее.

 

Регистрационный номер винтажного автомобиля начинается с одной из букв алфавита от А до Z. Буква обозначает место регистрации машины, а не год.

 

Коломбо была назначена буква С, а X и Y обозначают общую островную регистрацию. В 1930-х гг. система регистрации автомобилей была изменена.

 

Классическими считаются машины, зарегистрированные между 1930-ми и 1950-ми гг. Согласно новой системе перед номером автомобиля ставили пару букв — CE, СУ или EN, сокращение от шриланкийского колониального названия Цейлон.

 

 

 

----------------------------

Прибытие на самолете в Шри-Ланку

Прибытие на самолете в Шри-Ланку

 

 

Прибытие. В самолете вам выдадут личную карточку. Если этого не про­изойдет, вы найдете карточку в зале прибытия, и вам придется заполнять ее, пока пассажиры с уже заполненными документами обгоняют вас в очереди. В карточке требуется указать обычные данные, включая цель поездки (если вы напишете «деловая поездка», вам нужно будет иметь для подтверждения бизнес-визу). Вы также должны указать свой адрес на Шри-Ланке — если у вас его нет, поскольку вы еще не забронировали номер в отеле, выберите какой-нибудь отель и впишите его адрес.

 

В феврале 2008 г. была введена система компьютеризованных имми­грационных карт, дополняющая ускоренную процедуру машинной про­верки паспортов. Все рейсы прибывают в международный аэропорт в Катунаяке, в 32 км от Коломбо, известный под названием Международный аэропорт Бандаранаике.

Аэропорт подвергся существенной перестройке и рас­ширению, которые были почти окончены к моменту выхода в свет этого путеводителя. В результате внесенных изменений очереди на отправле­ние и прибытие стали продвигаться гораздо быстрее, а к большинству самолетов теперь ведут отдельные коридоры (раньше пассажиров пере­возили к самолетам и от самолетов на автобусах).

 

Час пик прибывающих рейсов приходится на 5:00-10:00, самый спокойный день — воскресенье. По прибытии вам предстоит довольно долгий переход по коридору к терминалу, но в нем есть движущиеся дорож­ки и туалеты в стратегических местах.

Пассажиров в инвалидных колясках, заранее попросивших о помощи, встретят на выходе из самолета. У стойки миграционной службы обратите внимание на желтую линию и не пересекайте ее до тех пор, пока не отпустят предыдущего пассажира.

В вашем паспорте будет проставлена дата прибытия и отмечен 30-днев­ный период гостевого пребывания. Вас могут попросить показать обратный билет из страны, а также документы, подтверждающие платежеспо­собность или наличие доступа к деньгам (т.е. действительные кредитные карты).

 

После стойки миграционной службы для прибывающих пассажиров есть галерея магазинов дьюти-фри.

Они ориентированы на прибываю­щих из-за границы ланкийцев, поэтому в них продают предметы домаш­него обихода, такие как холодильники или телевизор. Также есть яркий магазин наподобие супермаркета, набитый алкоголем и духами, но сига­рет там нет, поскольку беспошлинный ввоз сигарет, сигар и табака на Шри-Ланку официально запрещен (в стране можно найти ограниченный ряд импортных марок сигарет, поэтому курильщики обычно заканчива­ют попытками попробовать продукцию местного производства).

На этом уровне есть тележки для багажа (бесплатные), однако большую их часть можно найти на первом этаже в багажном холле, спустившись на эскала­торах или на лифте. Багаж доставляется на вертушках. Если ваши вещи так и не показались, в том же зале находятся стойки для приема заявле­ний об утере багажа.

Услугами носильщика можно воспользоваться, сде­лав запрос в отделение помощи, либо на выходе из зала ожидания после зоны таможни.


Зал ожидания. Из зала выдачи багажа и таможенной проверки вы перехо­дите в зал ожидания, где находятся банк и информационные стойки и где вы можете заказать такси до Коломбо. Если доставка не была заказана для вас заранее туроператором или отелем, рекомендуется сделать этой у официальной стойки службы такси до того, как вы покинете терминал, и не ввязываться в торги с частными водителями, которые поджидают вдоль дороги.

 

В зале после зоны таможенного контроля не должны находиться посторонние, поскольку публику туда не допускают. Это тихое, спокой­ное место, где можно получить необходимую информацию и обменять деньги. Затем вы выходите в вестибюль, где встречающим (купившим билет за 150 рупий) позволяется приветствовать прибывающих пассажи­ров. Здесь вы найдете представителей городских отелей, которые будут ждать вас с табличкой с вашим именем, если вы заранее забронировали номер.


Также возможно, при желании, оформить бронь у стойки отеля, и до места вас довезут на машине отеля.


Если вы приехали в Коломбо как независимый путешественник, направляйтесь по похожему на галерею коридору к выходу. В аэропорту нет собственной автобусной службы, но от него ходят публичные автобу­сы.

Чтобы найти их, выйдя из галереи, поверните налево и пройдите около 200 м, срезав путь вокруг автомобильной парковки, и выйдите с территории аэропорта. Пересеките подъездные пути и сад, чтобы попасть на главную дорогу.


На противоположной стороне находится остановка автобусов, идущих до Коломбо. Туда направляется маршрут № 187, путешествие займет больше часа и может стать изрядным приключением. В целом поездка до Коломбо на общественном автобусе не слишком хорошая идея, если только вы не чувствуете, что готовы к подвигам и у вас действительно легкий и небольшой багаж.

 

Доехать до Коломбо на поезде невозможно. Станция находится более чем в 500 м, отделенная множеством барьеров контрольных пунктов и предназначена для сотрудников аэропорта, а не пассажиров. Поезд для пассажиров отправляется с этой станции только два раза в день, около 7:00 и около 18:00, в зависимости от времени прибытия.

Как только вы отойдете от терминала аэропорта, вас начнут осаждать всевозможные «помощники», предлагающие транспорт и размещение в отеле и изо всех сил старающиеся убедить, что они были посланы спе­циально, чтобы встретить именно вас.

 

Если предложение одного из этих мошенников покажется вам заманчивым, сначала осмотрите машину — и водителя (им может оказаться совсем не тот человек, с которым вы тор­говались). Если то или другое вызывает у вас сомнения, откажитесь. За поездку до Коломбо будьте готовы заплатить около 2500 рупий.

 

Если вы летите по предоплаченной путевке, доставка из аэропорта к вашему отелю будет включена в ее стоимость. Поищите представителя турфирмы с правой стороны, когда выйдете из мирной атмосферы зала ожидания.

Вам могут, как предоставить собственную машину, так и посадить вместе с остальными туристами в автобус, который следую­щие три часа будет останавливаться у каждого отеля, кроме того, что вам нужен. По крайней мере, так вы сможете бесплатно осмотреть бере­говые курорты.

 

Независимые путешественники жаловались, что в тот момент, когда они собирались погрузить свой багаж в такси, появлялся человек, притво­рявшийся носильщиком, хватал сумки и пытался сделать это за них. Имей­те в виду, если вы примете эту услугу, вам придется за нее заплатить. Про­сто сохраняйте твердость и скажите человеку, предлагающему помощь, что погрузите свои сумки самостоятельно. Настоящие носильщики носят фор­менные куртки и не пристают к потенциальным клиентам.

 

Таможня. Стойки таможенного досмотра расположены на выходе из зала выдачи багажа. Если у вас с собой только ручная кладь, вы сможете избе­жать мучительного ожидания своего багажа и направиться прямиком к зеленому коридору. Здесь часто проводят проверки, даже в зеленом кори­доре, поэтому будьте готовы предъявить по требованию свой багаж.

 

Допустимые объемы беспошлинного ввоза товаров для туристов: 1,5 л крепких спиртных напитков и две бутылки вина (кампари и перно тоже считаются вином), 2 унции духов, 250 мл туалетной воды — и никаких сигарет.

Попытка провезти наркотики может привести к смертному приговору, на этот счет власти очень бдительны.

Можно привезти с собой неограни­ченное количество иностранной валюты, но если вы везете больше $ 10 000, вам следует декларировать их на таможне — это поможет, если вы рассчитываете увезти эту сумму обратно.

 

Отбытие. В SriLankan Airline больше не требуется подтверждение брони обратных билетов. Если у вас есть бронь и вы не намерены ее использо­вать, не забудьте отменить ее, чтобы вместо вас смог поехать кто-нибудь из списка ожидающих своей очереди.

Процедура регистрации произво­дится SriLankan Airlines от имени всех авиакомпаний. Пассажиры эконом класса должны пройти регистрацию за три часа до времени отправле­ния, указанного в билете (для бизнес-класса — за два часа).

Хотя это уве­личивает общую продолжительность вашего путешествия, стоит пройти регистрацию пораньше, чтобы не стоять в очередях (особенно на рентге­новской проверке багажа, которую проводят еще до того, как вы попаде­те на территорию аэропорта) и позаботиться о том, чтобы вам хватило места (обычно билетов заказывают больше, чем есть мест).

 

Попасть в аэропорт гораздо проще, чем выбраться из него. Многие независимые путешественники садятся на поезд от своего пляжного курорта до Коломбо, а затем добираются до аэропорта на такси или трех­колесном автомобиле.

Если у вас много багажа, ехать на автобусе будет неудобно и ненадежно, так как займет много времени.

Поезда, идущие в аэропорт, отходят от станции Коломбо Форт в 5:00 и 16:25; отведите, по меньшей мере, час на дорогу и приготовьтесь к длинной прогулке пешком (по меньшей мере, 500 м) с багажом в руках (тележек нет) от станции до аэропорта.

Все крупные отели Коломбо имеют собственные такси, доставка на которых в аэропорт составляет от 2500 рупий. Можно доехать дешевле, наняв частное такси. От курортов, где туроператор не предоста­вляет доставку (и там, где она предоставляется, но вы не хотите тратить время в автобусе, двигающемся от отеля к отелю, чтобы подобрать других гостей), можно нанять такси-микроавтобус.

 

Вам нужно встать в очередь, чтобы войти в зал сканирования багажа, где вас обыщут, а ваш багаж просветят рентгеном. Здесь хитрость заклю­чается в том, чтобы отказаться от тележки для багажа и вместо этого нанять носильщика (официально 50 рупий за одну сумку, но результат таков, что не жалко заплатить и вдвое больше). Носильщик знает проце­дуру, и ему каким-то образом удается провести вас в начало первой оче­реди и быстро пройти все остальные. Он подведет вас к нужной стойке регистрации и подождет с вами, пока багаж взвесят. В здание аэропорта допускают только пассажиров с действительными билетами на ближай­шие рейсы и провожающих с входными билетами (можно купить за 150 рупий в ближайшей кассе).

 

Если по какой-либо причине у вас нет авиабилета, у входа в зону про­верки перед регистрацией есть билетная касса SriLankan Airline, работаю­щая круглосуточно — билет вы можете купить там.

Там же есть еще один офис SriLankan Airline, где пассажиры, запрашивавшие инвалидную коляску или другую помощь, должны подождать, пока им на помощь придет наземный персонал (инвалидные коляски доступны только по предварительному заказу).

 

Затем идет длинная крытая галерея, ведущая к вестибюлю, — там можно сделать кое-какие покупки (есть супермаркет, лавка, где продают нужные путешественникам вещи, магазин орехов и стойка с закусками) в ожидании момента, когда можно будет пройти через барьер к стойкам регистрации. Друзья, которые пришли проводить вас, дальше идти не могут (перед терминалом отправления есть также подобие трибун, выхо­дящих на взлетные полосы, где члены семьи собираются, чтобы посмо­треть, как отправляется рейс).

 

Прежде чем допустить вас к стойкам регистрации в аэропорту, охрана проверит, действителен ли ваш билет. Иногда офицеры таможни прово­дят выборочную проверку багажа отъезжающих пассажиров, если пред­полагают, что пассажир пытается незаконно что-либо вывезти (напри­мер, статую Будды возрастом в две тысячи лет).

В часы пик перед зоной регистрации возникают длинные очереди, даже у специальных стоек для пассажиров бизнес-класса.

Возьмите со стойки регистрации карточку личных сведений и заполните ее за время ожидания. Их соберут у стойки миграционной службы и в ваш паспорт поставят печать с датой отбытия. Налог на посадку больше не уплачивается наличными, паспорт проверят еще раз перед тем, как пропустить вас в главный зал ожидания. После того как вы пройдете регистрацию, вы не сможете больше пользоваться тележкой для багажа, и носильщик без промедления заберет ее.

 

Зона безопасности (не заходите в нее, пока не объявят ваш рейс) для некоторых рейсов находится справа, но для большинства используют ворота в конце длинной дорожки наверху. Там тоже есть несколько мага­зинов, но, как вы убедитесь, новые и более эффектные находятся навер­ху. Кроме секции самообслуживания с парфюмерией, сигаретами, спирт­ными напитками и сладостями есть магазины, в которых продают чай, ювелирные изделия, электронику, книги, есть даже отделение Odel — луч­шего универмага Коломбо.

 

Покупки можно оплатить только в иностран­ной валюте или с помощью кредитной карты.   

Там есть паб в английском стиле, The Hangar Bar, такой веселый, что вы рискуете пропустить свой рейс, а также кафе и рестораны. Есть отдельные комнаты отдыха для пассажиров бизнес-класса, в том числе комната, открывшаяся в июне 2005 г. специально для пассажиров SriLankan Airline.

Есть салон бесплатного аюрведического массажа, восемь компьютеров с выходом в Интернет, четыре номера с почасовой оплатой, курительная комната, телевизор с приглушенным звуком и наушниками, душ в туалете и буфет с горячим питанием, соответствую­щим времени суток.

В баре подают бочковое пиво в розлив, а также напи­тки высшего качества. Есть отдельные холлы для золотых и серебряных членов клуба постоянных клиентов Skywards, которые не летают бизнес-классом, а также холлы премиум-класса для пассажиров других авиаком­паний и один с платным допуском для пассажиров экономкласса.

Для транзитных пассажиров есть номера с почасовой оплатой — одинарные по USS 20 за 12 часов, для двоих по USS 35 за 12 часов, душ — USS 3.

 

Посадочные ворота находятся в конце длинного коридора, от них к дверям самолетов ведут помосты. Перед входом в посадочную зону про­исходит проверка рентгеном ручной клади и ручной обыск пассажиров, а также проверка паспортов. Иногда сотрудники европейской или северо­американской миграционной службы проводят внезапную проверку с целью перехватить нелегальных эмигрантов, направляющихся в их стра­ны. Правила относительно того, что можно брать с собой на борт самоле­та, совпадают с правилами, принятыми в Европе.

 

Прибытие по морю. Добраться до Шри-Ланки морем практически невозможно. Из Индии не ходит паром, и нет регулярных рейсов пассажирских судов откуда-либо еще. Однако иногда здесь делают остановку на день круизные лайнеры, и можно приплыть на них и высадить­ся в Коломбо.

Высадка в порту Коломбо дело нелегкое. Нужно собрать множество документов (их подает властям судовой агент), а также есть утомительная таможенная проверка (никаких зеленых коридоров). Иногда в порт заходят грузовые и пассажирские суда. Если вы твердо решили приехать морем, возможно, неплохим решением будет наняться в экипаж одной из частных яхт, которые иногда посещают Коломбо.

 

В самом порту очень мало удобств для пассажиров круизных судов, хотя к прибытию лайнера устанавливают временные стойки с сувенира­ми, драгоценными камнями и чаем. Чтобы добраться до города, пассажи­рам приходится брать такси (челночных автобусов нет), и таксисты, наде­ющиеся заполучить клиентов на полный день, неохотно берут пассажиров для коротких поездок, если только не дать им запредельные чаевые. Одна­ко нанять в порту такси на целый день действительно стоит, поскольку у таксиста есть разрешение, позволяющее ему попасть обратно в порт. Если вы пойдете ловить такси к воротам порта (а это зачастую не близко), вам придется по возвращении проделать весь путь от ворот до корабля снова, так как городские такси в порт не допускают. В порту нет банкоматов, почтового отделения, ГОО телефонов или предприятий питания.

 

----------------------------

Туристы в Шри-Ланке

Туристы в Шри-Ланке

 

 

Туристы делятся на следующие категории: повторно приезжающие, семьи, молодежь, любители культуры, экотуристы, любители приключе­ний, любители спорта, искатели корней, искатели духовного опыта, молодожены, празднующие медовый месяц, игроки в гольф, посетители выставок или деловых мероприятий, пенсионеры, люди, заинтересован­ные в аюрведической медицине, spa-процедурах и здоровом образе жизни, экспатрианты, пассажиры круизных судов, съемочные группы, осуществляющие съемки на природе, и искатели личностного роста.

 

В 2007 г. упор был сделан на повышении привлекательности Шри-Ланки как места отдыха за счет социально и экологически ответственно­го туризма. Был представлен план, «призванный привлечь на Шри-Ланку большее количество социально и экологически сознательных туристов и сделать их пребывание здесь более запоминающимся», — говорит Рентой де Алвис. В отчете того времени утверждается, что «заин­тересованные посетители получат возможность принять участие в проек­те общественных работ по одному из пяти направлений: компенсация выбросов углерода, забота о детях, забота о животных, мирное образова­ние и разработка удобств для людей с ограниченными возможностями. Таким образом, они смогут получить удовлетворение от участия в стоя­щем деле во время своего отдыха».

 

Консультативная группа по вопросам туризма с проживанием в мест­ных семьях (Community Based Tourism, СВТ) была назначена главой Министерства туризма в 2007 г., чтобы, как было сказано в пресс-релизе, «обеспечить единообразный всеобщий подход к поддержанию устойчи­вого развития туризма на Шри-Ланке, основанный на рациональном использовании природных, исторических, культурных и человеческих ресурсов.

 

Шриланкийский туризм, таким образом, нацелен на продви­жение СВТ, приносящего выгоду принимающей стороне».

 

В октябре 2007 г. вместо Комитета по делам туризма Шри-Ланки воз­никло новое учреждение — Шриланкийская комиссия по развитию туризма (с Рентоном де Алвисом в должности председателя).

У этой основной организации есть пять вспомогательных:

Шриланкийское бюро развития туризма (Sri Lanka Tourism Promotion Bureau),

Шрилан­кийский институт туризма и гостиничного управления (Sri Lanka Institute of Tourism and Hotel Management),

Шриланкийское бюро рабочих вакан­сий (Sri Lanka Convention Bureau), а также Консультативный комитет по вопросам туризма (Tourism Advisory Committee) и Комитет по надзору (Oversight Committee), в который входят непосредственные предста­вители отрасли.

 

В задачи этого департамента входит рассмотрение жалоб, поступаю­щих от туристов, поэтому в настоящее время претензии, связанные с туризмом, направляются уполномоченному по делам туризма (Commissioner for Tourism Administration) (Ministry of Tourism, 64 Galle Rd, Colombo 3; 0112399274; complaints@srilanka.travel).

 

 

В марте 2008 г. председатель Консультативного комитета по делам туризма, ветеран отрасли Корнель Перера (Cornel Perera) сказал мне, что хотел бы, чтобы отрасль стремилась к повышению качества, а не к увели­чению количества. По его мнению, необходимо побуждать отели Шри-Ланки повышать стандарт качества обслуживания гостей, что, в свою очередь, сможет расположить гостей к большим тратам. По его мнению, именно это должно помочь шриланкийскому туризму составить конку­ренцию другим местам отдыха, в то время как погоня за большим числом гостей только повредит отрасли.

 

Под руководством Корнеля Переры в 2008 г. были установлены минимальные расценки на номера в отелях Коломбо, гости которых были в основном бизнесменами, официальны­ми лицами или сотрудниками неправительственных организаций, а не туристами, приехавшими отдыхать, — что привело к немедленному повышению доходов как владельцев отелей, так и персонала, поскольку позволило увеличить наценку за услуги. Персонал, получающий боль­шую наценку за услуги, работает охотнее и обеспечивает лучшее обслу­живание, что, в свою очередь, позволяет и гостям остаться довольными. «Отрасль будет развиваться лучше, если мы будем предоставлять каче­ственный сервис по высоким стандартам, принимая около 600 000 посе­тителей в год, — сказал Перера, — а не гнаться за количеством, пытаясь заполучить больше туристов, чем в состоянии обслужить».

Ключевым моментом, по словам Рентона де Алвиса, чьи слова, ска­занные в 2001 г., оказались пророческими, является «обеспечение разви­тия жизнеспособного туризма, повышения его доходности и выгодности для принимающей стороны, а также создание позитивных вибраций мира и гармонии».

 

Мне нравится часть о «позитивных вибрациях мира и гармонии». Она напоминает о философии, оставшейся от пришествия хиппи в 1970-х гг. Собственно, почему бы и нет? Туристическая индустрия работает на то, чтобы «создать имидж Шри-Ланки и провести в жизнь стратегии Sri Lanka Inc», поэтому пусть и гости, неважно, откуда и с какой целью они прибывают, внесут свою лепту — не только в долларах и рупиях, но и в создании позитивных вибраций.


----------------------------

Крикет на Шри-Ланке

Крикет на Шри-Ланке

 

Адриан Филипс (Adrian Phillips)

 

На Шри-Ланке крикетом увлекаются с пылом, который вряд ли встретишь в другом уголке мира. За игрой международной команды весь остров следит, затаив дыхание. В перерывах между матчами ровные участки пустырей усе­яны поглощенными игрой детьми, которые используют вместо инвентаря все, что попадает под руку. Успешные игроки вызывают неподдельное обожание, а крупные победы отмечаются стихийными празднованиями и танцами на улицах.

Если вы приедете на Шри-Ланку в период с января по апрель, воспользуйтесь возможностью посмотреть матч на стадионе Кеттарама , (Kettarama) в Коломбо или Асгирия (Asgiriya) в Канди и погрузиться в красочную атмосферу. Крикет — это первая, истинная и неувядающая любовь всех шриланкийских спортивных фанатов.

 

Сложно поверить, что столь необузданную страсть вызывает та же игра, росшее утонченная и спокойная версия которой распространена в Англии. Здесь вы вряд ли увидите на трибунах зрителей в шляпах-трильби, угощающихся 'Лососиной и шампанским.

Тем не менее, англичане сыграли заметную роль на многих этапах истории шриланкийского крикета. Этот вид спорта завезли на остров английские офицеры в 1832 г.

Против команды англичанина Дж. Ф. Вермона (J.F. Vermon) выступила команда All Ceylon Eleven в своем первом «неофицальном матче» в Канди в 1889 г.

Англичане были соперниками ланкийцев и в 1982 г., когда Шри-Ланка впервые вышла на международные соревнования.

Несколько лет спустя ланкийцы выиграли международный матч (у Индии в 1985 г).

 

В 1996 г. они убедительно заявили о себе как о важной силе на мировой спортивной арене, завоевав Кубок Мира в финале чемпионата в Лахоре. Победа была справедливо заслуженной, так как Шри-Ланка не только играет с экстравагантностью, идеально подходящей для однодневной игры, но и может похвастаться поистине выдающимися игроками.

Доблестный Анура Теннекоон (Anura Tennekoon), элегантный Аравинда де Сильва (Aravinda de Silva) и невозмутимый Арджуна Ранатунга (Arjuna Ranatunga) (который возглавил Федерацию крикета Шри-Ланки в 2008 г.) придают команде блеск.

 

Текущий состав ни в чем не уступает прежнему. Махела Джаявардене (Mahela Jayavardene) и Чаминда Ваас (Chaminda Vaas) установили мировые рекорды в 2001 г., а неотразимый Муттия Муралитаран (Muttiah Muralitriaran) стал мировым рекордсменом по количеству разбитых «калиток», чем обеспечил себе место на спортивном Олимпе.

 

Разумеется, путь шриланкийского крикета не всегда был усыпан розами. Администрацию команды преследовали обвинения в финансовых злоупотреблениях.

Муралитаран был заклеймен как нечестный игрок и заслужил прозвище «метатель колья» за некоторые неортодоксальные спортивные приемы. Но нетрудно почувствовать, что воодушевление, с которым островитяне под­ходят к игре, способно преодолеть любые трудности.

Именно этот дух — соче­тание стиля и стойкости, усердия и удовольствия от игры — сделал шриланкийскую команду популярной не только на родине, но и во всем мире.

 

Читатели предыдущего издания путеводителя Джон и Элизабет Кокс, добавляют: «Было очень приятно увидеть, что большинство местных команд, играют в форме традиционного белого цвета», а также: «Отличное место для наблюдения за матчем — бастион старого Форта в Галле». После того, как на остров обрушилось цунами, прошло три года, прежде чем в Галле в декабре 2007 г. был проведен первый крикетный матч.

----------------------------

Туризм на Шри-Ланке

Туризм на Шри-Ланке

 

Туризм на Шри-Ланке — крупный бизнес. Независимым путешествен­никам, прибывающим на Шри-Ланку по собственной инициативе, может не понравиться то, что их объединяют с туристами, которые приезжают организованными группами, но в интересах статистики туристом на Шри-Ланке считается любое «лицо, проводящее сутки или более вдали от места постоянного проживания».

 

Это определение относится также и к самим ланкийцам, которые отправляются на несколько дней в поход, чтобы познакомиться с красо­тами собственной страны. Ланкийцы заядлые путешественники, им ниче­го не стоит сесть в автобус или поезд или нанять микроавтобус с группой друзей, чтобы своими глазами увидеть места, которые показывают в мест­ных телевизионных программах.

Обычно они не останавливаются в отелях, предназначенных для иностранных туристов, хотя сейчас ситуа­ция постепенно меняется, поскольку пустующие отели снижают цены в попытке привлечь местных туристов.

В марте 2005 г. новая компания (World Travel Centre 9, Dudley Senanayaka Mawatha, Colombo, www.wtccolombo.com) начала организовывать автобусные туры по стране специально для ланкийцев.

Английским словом «турист» ланкийцы обозначают любого человека, который выглядит как явный иностранец. Многие полагают, что оно означает на самом деле «белый человек».

 

Я с негодованием относился к этому ярлыку и даже подумывал о том, чтобы завести футболку с надпи­сью на сингальском: «Я не турист. Я живу здесь. Пожалуйста, назовите мне нормальную цену». Но сейчас я уже смирился с фактом, что, даже прожив на Шри-Ланке три десятка лет, я по-прежнему остаюсь «тури­стом».

Жизнь здесь, возможно, позволила мне узнать ланкийцев лучше, чем это удалось бы человеку, приехавшему провести здесь отпуск, но для самих ланкийцев я всегда буду гостем в их стране.

 

Настойчивое подчеркивание отличия туристов от местных жителей вызывает множество жалоб, особенно когда с приезжих берут больше денег.

 

Дэвид Мэнсфилд (David Mansfield) из Англии выразил чувства многих посетителей, написав в июле 2001 г. в Daily News (Коломбо) сле­дующее: «Я должен привлечь ваше внимание к вопиющей несправедли­вости, совершаемой вашими властями в отношении иностранных тури­стов. Туристические цены многократно превышают цены для коренных жителей Шри-Ланки. Например, во время посещения ботанических садов в Гампахе я должен был заплатить за вход 150 рупий, в то время как местные жители платят всего 15 рупий.

 

Если бы подобное случилось у нас, это вызвало бы ужасающий скан­дал. Поднялся бы шквал негодования, если бы, к примеру, билет на семейное посещение Лондонского Тауэра стоил для ланкийцев 375 фун­тов (около 71 250 рупий), а не 37,5 фунта (около 7 125 рупий), как для всех остальных.

Посетителей, прибывающих в вашу страну, следует встречать как желанных гостей. Враждебная, даже расистская ценовая политика заста­вляет отказаться от мысли провести отпуск на Шри-Ланке или рекомен­довать его своим друзьям. Существующее положение дел несправедливо, даже если предположить, что у всех иностранцев карманы битком наби­ты деньгами (а это далеко не так)».

 

Хотя посетителям, особенно западным, это кажется неполиткоррект­ным, но цены для туристов и для местных жителей действительно редко бывают одинаковыми. Неважно, происходит это на официальном уров­не, как в национальных парках, где с туристов берут за вход эквивалент US$ 25, а с местных жителей 25 рупий, или неофициально, как в сувенирных лавках, где хозяин удваивает цену, как только вы входите, — таков общий порядок на Шри-Ланке (а также в Индии). Вместе с тем власти признают разницу между туристами и иностранными резидентами, позволяя иностранцам, имеющим вид на жительство, платить по мест­ным расценкам.

 

Если иностранных посетителей рассматривают как источник прибы­ли, то лишь потому, что, в сущности, им мы и являемся. Один из аргумен­тов в защиту существующего порядка состоит в том, что дополнительные сборы с иностранцев, посещающих государственные владения, позволя­ют поддерживать низкие цены для местных жителей. (Возможно, для посетителей, которые чувствуют, что их притесняют, было бы спокойнее, если бы на прейскурантах в туристических местах были представлены только туристические цены, а скидки, предназначенные для местных жителей, сообщались бы тем по требованию.)

 

Читатель предыдущего издания Ричард Джонс указывает на то, что сходная система двух ценовых уровней существует и в Кении. «Снижен­ные цены всегда оказываются «ставкой для жителей Кении», объясняет­ся это тем, что местные жители вносят вклад в экономику, уплачивая налоги, поэтому им предлагают сниженные расценки».

 

Статистика показывает, насколько важен туризм. Согласно цифрам, предоставленным Комитетом по делам туризма, в 2003 г. один турист тратил в среднем US$ 70 в день. Это вывело туризм на четвертое место в списке крупнейших источников валютной прибыли страны, где он остается доны­не.


Туризм — это выгодный, доходный бизнес.


Туристическая индустрия создает рабочие места. Согласно оценкам, в течение 2000 г. в туристической индустрии были напрямую заняты 36 500 человек, а в 2008 г. цифра увеличилась — 90 000 официально и 100 000 косвенно занятых в туристическом бизнесе. Доходы от туризма составляют около 2% ВВП страны.

 

Именно поэтому угроза для туризма, созданная террористической ата­кой в июле 2001 г. в аэропорту и последующая отмена туров по путевкам на Шри-Ланку со стороны европейских туроператоров серьезно пошат­нула индустрию. За последние несколько лет 70% туристов, посещавших Шри-Ланку, прибывали по путевкам. Свертывание туристической отра­сли серьезно повлияло бы на всех жителей острова, не только на тех, кто был непосредственно в ней занят.

 

Сокращение притока туристов наблюдалось в 2001 г., но ненадолго. Благодаря перемирию, заключенному в феврале 2002 г., посетители полу­чили возможность заново открыть Шри-Ланку как место, подходящее не только для традиционного тропического отдыха, но также и для особых туров по интересам (так намываемый «нишевый туризм»).

В 2003 г. остров посетили 500 642 туриста, то есть на 27,3% больше, чем в 2002 г.

Месячный прирост в течение 2004 г. показал сходное повышение процен­та посетителей в этом году. Разумеется, после цунами в декабре 2004 г. приток туристов снизился до половины от ожидаемого в текущем сезоне количества, но частично этот пробел был восполнен в течение 2005 г., когда много иностранцев прибыло в качестве добровольцев и сотрудни­ков негосударственных организаций.

 

Тем не менее, за 20 лет сложилась устойчивая группа примерно из 200 000 туристов, которых не пугают страшные истории. Они любят Шри-Ланку (и нашли здесь друзей) и приезжают сюда из года в год.

 

История туризма в Шри-Ланке

 

История туризма на Шри-Ланке была неоднородной. Туристическая отрасль начала оформляться в 1960-х гг., а в 1970-х были официально выделены области для развития туристической инфраструктуры.

Харак­терным примером было организованное развитие Бентоты (Bentota) в качестве государственного туристического курорта, которое избавило ее от сумбурного нагромождения пляжных курортов, как это случилось в Хиккадуве и Унаватуне (Hikkaduwa, Unawatuna).

 

Дела туризма шли неплохо. Вслед за хиппи на солнечный остров потя­нулись независимые туристы. Прирост отрасли составлял 33% в год, пока в 1983 г. не разразились этнические конфликты. До тех пор многие туристы приезжали независимо, останавливались в семейных гостиницах на пери­ферии пляжных курортов и путешествовали по стране самостоятельно.

В 1980-е туристы в основном обходили Шри-Ланку стороной. Те, кто все-таки приезжал, бывали здесь регулярно, поскольку имели постоян­ные контакты с местным населением и знали, чего ожидать, несмотря на пугающие новости.

В 1990,-е гг. положение постепенно изменилось: нача­ли появляться новые отели и выстраивались новые рыночные стратегии, которые делали ставку на недорогой групповой туризм по предоплаченным путевкам — и оказались успешными.

 

Количество туристов за 2000—2004 гг. колебалось между 400 000 и 500 000 человек, средняя продолжительность пребывания составляла 10,2 дня. По данным за 2006 г., общее число туристов равнялось 520 379, а в 2007-м, когда снова начались этнические волнения и возобновились бомбовые атаки, это количество снизилось до 494 008. Из этих посетите­лей 60% попали в категорию «чартер» или «пляжная/обзорная поездка», 27% — в категорию независимых путешественников, 10% составили деловые туристы, приезжавшие на встречи, конвенции выставок, 2% — туристы из числа местного населения и 1% — экотуристы.

 

То, что экологическим туристам отвели отдельную категорию, свиде­тельствует не только о намерении продвигать Шри-Ланку в качестве под­ходящего места для экотуризма, но и о решимости сохранять и расши­рять ее возможности в этом качестве.

 

Долгие годы большинство посетителей приезжали из Германии, и именно благодаря связям с Германией туристическая отрасль смогла про­держаться в нелегкие 1980-е гг.

Сейчас, когда отменили предварительную визу для приезжающих из Индии, эта страна стала основным источником туристов, хотя в годы (например, 2001, 2003 и 2007), когда английская команда приезжала на чемпионат по крикету, дополнительно насчитыва­лось 10 000 посетителей из Великобритании, что выводило ее на верши­ну списка.

Пример влияния крикета на туризм можно увидеть по количе­ству посещений: 61 116 в декабре 2007 г., когда английская крикетная команда совершала турне по Шри-Ланке, против 39 224 в декабре 2006 г.

 

Комитет по делам туризма выпустил пятилетний план, вступающий в действие с 2005 г., нацеленный на увеличение количества посетителей до 1 миллиона к 2010 г. Комитет замечает, что для размещения такого количе­ства приезжающих потребуется дополнительно 11 000 мест, которые дове­дут общее число мест до 25 000. Подразумевается, что заполнить эти места должны посетители из Индии и нового туристического рынка — Китая, однако люди, занятые в туристической индустрии, отдают себе отчет в том, что путешественники, представляющие элитный сегмент рынка (а также категорию нишевого туризма) — читай Большие Деньги, — приезжают не из этих стран.

 

Нишевый туризм на Шри-Ланке рассматривается как обслуживание посетителей, приезжающих не для традиционного отдыха на пляже и обзорной поездки по стране, а ради заботы о здоровье и spa-процедур, «здорового»-отдыха, покупок или приключений, или исследования эко-маршрутов и дикой природы.

 

В то время как для иностранных туристов, особенно приезжающих из стран с холодным климатом, центральным элементом хорошего отдыха становится пляж, туристы из числа местного населения имеют иные при­оритеты. Они отправляются в Сигирию (Sigiriya), чтобы подняться на скалу, и в Ботанические сады в Перадении (Peradeniya) — излюбленное место влюбленных пар. Зоопарк в Дехивеле (Dehiwela) пользуется попу­лярностью у семей с маленькими детьми.

 

Расположенная в холмах станция Нувара Элия переполнена местны­ми туристами в апреле, когда наступает сезон поездок в верхние регионы страны, а также сингальский и тамильский Новый год. Верующие совер­шают паломничества на Пик Адама в период с декабря по апрель, а июнь считается традиционным месяцем для посещения Анурадхапуры и Полоннарувы. Август — месяц перахера, одна из которых, в Катарагаме (Kataragama), привлекает множество местных жителей, в то время как туристы предпочитают всемирно известную перахера в Канди.

 

При поддержке Всемирной Туристической Организации (World Tourist Organization, WTO) и Программы Развития ООН (ПРООН) Комитетом по делам туризма было проведено исследование, в результате которого был создан Генеральный план развития туризма на Шри-Ланке в 1993 г. Хотя ныне это исторический документ, он все же представляет определенный интерес, поскольку определяет 14 туристических зон и сообщает о том, что, по мнению экспертов, хотят видеть туристы.

 

 

Зоны развития туризма в Шри-Ланке

 

 

1.  Коломбо. Пляж Маунт Лавиния (Mount Lavinia), зоологические сады Дехивелы, конференц-центр BMICH, Центр международной торговли, область Форта, парки, исторические памятники, рели­гиозные достопримечательности и торговые центры.

 

2.  Регион Коломбо. Ботанические сады Хенератгоды (Heneraffigoda) и водный спорт на озере Болгода (Bolgoda).

 

3.  Западное побережье (севернее Коломбо). Плавание, серфинг, ката­ние на лодке, морской заповедник Хиккадува (Hikkaduwa), мечеть Кеччималай (Kechchimalai), храмовый комплекс Калутара (Kalutara), производство масок в Амбалангоде (Ambalangoda), народные танцы, черепаховые питомники и рыбная ловля.

 

4.  Западное побережье (южнее Коломбо) пляжи, несколько старин­ных христианских и католических храмов, колониальные крепо­сти в Педотво и Чилау.

 

5.  Южное побережье (от Галле до Хамбантоты). Пляжные и водные мероприятия, включая скуба-дайвинг в Велигаме (Weligama) и Унаватуне (Unavatuna), Форт Галле, «воющая дыра» Кудавелла (Kudawella), Девалайя в Дондре, форт-звезда Матара (Matara), археологический музей древней живописи и дикая природа.

 

6.  Внутренняя юго-западная область страны. Холмы Раквана-Булуто-та (Rakwana-Bulutota), тропические джунгли Синхараджи (Sinharaja), водопад Бопата Элла (Bopatha Ella), известняковые пещеры Вавулпане (Vavulpane), валаува (поместье) Мадуванвела (Maduwanwela), водохранилище Саманалавева (Samanalaweva) и Ратнапура (Ratnapura).

 

7.  Юго-восточная область. Паломнические центры Катарагама (Kataragama), Тиссамахарама (Tissamaharama), Малигавила (Maligawila), Будурувагала (Buduruwagala), археологические достопримечательности в Галбедда Удаганава Хабесса (Galbedda Udaganava Halbessa), резервуар Махарама (Maharama), националь­ный парк Рухуну (Ruhunu), святилище Бундала (Bundala), Киринда (Kirinda).

 

8.  Восточное побережье. Коралловые рифы и достопримечательности, удаленные от берега, такие как обломки кораблекрушений для скуба-дайвинга; курорты Пассикуда и Нилавели (Passikudah, Nilaveli).

 

9.  Внутренняя восточная область. Национальные парки, святилища, — особо охраняемые заповедники дикой природы, паломнический центр в Махиянгаме (Mahiyangama), термальные источники Каннии (Kanniya) и скальная формация Вестминстер-Эбби (Westminster Abbey).

 

10. Высокогорная область. Нувара Элия, ботанический сад Хакгала (Hakgala), Пик Адама, плато Хортона и «Край мира», чайные уса­дьбы, сады специй, живописные виды Рамбоды (Ramboda), Гини-гатены (Ginigathena), Эллы (Ella) и Охайи (Ohiya) и водопады.

 

11. Регион Канди. Реликвия священного Зуба господа Будды в храме 4 Далада Малигава (Dalada Maligawa), королевский дворец и ауди­енц-зал, королевский музей, семь девалайя и озеро Канди. Фести­валь Эсела перахера в июле—августе. Кандийские деревни ремесленников — Эмбекке и Калапура (Embekke, Kalapura). Древние храмы — Ланкатилака (Lankatilaka), Гадаладенья (Gadaladenya) и Хиндагала (Hindagala), Дегальдорува (Degaldoruwa), Гангарамайя (Gangaramaya) и Доданвела (Dodanwela). Музей чая в усадьбе Джеймса Тейлора Лоолекондера (Loolecondera), купание слонов в Катугастоте (Katugastota) и ботанические сады Перадении.

 

12. Древние города. Памятники мирового культурного наследия в Анурадхапуре, Полоннаруве, Дамбулле и Сигирии. Скальный храм Михинтале (Minimale) и монастырские комплексы; статуя Будды Аукана. Фестиваль Посон в Анурадхапуре и Михинтале. Курорты в Хабаране и Сигирии, национальные парки. Водохрани­лища, построенные сингальскими королями: Тиссавева (Tissawewa), Калавева (Kalawewa), Нуваравева (Nuwarawewa), Паракрама Самудра (Parakrama Samudra) и Миннерия Вева (Minneriya Wewa).

 

13. Внутренняя северо-западная область. Руины бывших столиц (Пандуваснувара, Япахува и Дамбадения — Panduwasnuwara, Yapahuwa, Dambadeniya). Национальный парк Вилпатту (Wilpattu)

 

14. Северная область. Индуистские храмы и фестивали в Наллуре (Nallura), Джафне (Jaffna), Канксанутраи (Kankasanutrai) и на островах. Археологические достопримечательности и места паломничества в Нагадипе (Nagadeepa), Кантародаи (Kantharodai), Валлипураме (Vallipuram), также каменные надписи Паракрамабаху Великого. Церковь Мадху Роуд (Madhu Road), португальские церкви и голландский форт в Джафне. Гигантский резервуар, Мадху Роуд и Чундикулам (Chundikulam), источники в Керималаи (Kerimalai).

 

 

Как нетрудно заметить, в список вошло скорее то, чем гордятся сами ланкийцы, чем то, что может гарантированно заинтересовать международ­ных туристов. Многие из этих достопримечательностей закрыты или недоступны для посещения, поэтому они не были упомянуты в нашем путеводителе.

 

В июле 2001 г. председатель Комитета по делам туризма Рентой де Алвис (Renton de Alwis) в своем интервью процитировал крылатое выра­жение профессионалов международного туризма: «Туризму не нужны эпитеты». В 2007 г. де Алвис стал председателем новой организации, занимающейся развитием туризма, поэтому его взгляды остаются акту­альными и сейчас. Он также сказал: «Если вы хотите найти для туризма эпитет, назовите его хорошим... так как туристическая индустрия в прин­ципе должна быть экологичной, бережно относиться к природе и куль­турному наследию местных народов и приносить выгоду сообществам и отдельным людям... туризм по своей сути должен быть хорошим бизне­сом для тех, кто им занимается, и для тех, ради кого им занимаются».

 

По мере того, как в туристическую отрасль проникает более профес­сиональный и вдохновенный (в отличие от стандартизированного бюро­кратического) подход, изменяется и профиль посетителей. Долгие годы большинство туристов прибывали из Германии. Для них Шри-Ланка представляла интерес как место пляжного отдыха, и лишь 15% немцев отправлялись в специализированные туры. В 1999 г. главным источником туристов стала Великобритания. В 2000 г. около 68% посетителей прибы­ли из Европы, из Азии — 22%, из Северной Америки — 4% и из Австра­лии — 4%. Затем одним из крупнейших туристических рынков стала Индия.

 

Реклама Шри-Ланки в Великобритании (существенно подкрепленная устными отзывами английских крикетных болельщиков, которые приез­жали на международный матч) сосредоточена вокруг темы «британского наследия». В Германии акцент делают на обращение к отдельным груп­пам по интересам, например, увлеченным нетрадиционной медициной (см. «Аюрведа»), приключениями (soft adventure) и познавательными турами.

Первостепенные туристические рынки — это Великобритания, Герма­ния, Индия, Франция и Италия. Затем идут Нидерланды, Австралия, Япония, Бельгия, Швейцария, Скандинавия, Австрия, Сингапур, Таи­ланд, Малайзия, Россия, Восточная Европа и Испания. Считается, что перспективные рынки существуют также в Китае, Южной Корее, Тайва­не, США и на Ближнем Востоке.

 

 

Туристы на Шри-Ланке


----------------------------

Экономика и влать

Экономика и влать

 

 

Исполнительная власть на Шри-Ланке представлена президентом, который является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил.

 

Президента избирают граждане: страны в ходе прези­дентских выборов. Президент отвечает в своих действиях перед парла­ментом и является членом и главой Кабинета министров. Парламент состоит из 225 членов, избираемых согласно сложной системе, которая включает учет парламентариев, набравших наибольшее число голосов, и пропорциональное представление победителей и номинированных соис­кателей. Человека, который с наибольшей вероятностью сможет заво­евать доверие парламента, президент назначает на пост премьер-мини­стра. Верховный судья, также назначаемый президентом, возглавляет систему правосудия.

 

Несмотря на то, что изначально Шри-Ланка была сельскохозяйственной страной (основная культура — рис, которого производится достаточно для обеспечения собственных нужд), сейчас ее доход главным образом осно­ван на текстильном производстве (изготовлении и экспорте одежды), денежных переводах от ланкийцев, работающих за рубежом, производстве и экспорте чая, а также туризме. В последние несколько лет предприни­маются усилия разнообразить источники дохода за счет увеличения экспорта промышленных товаров и переработанных сельскохозяйствен­ных продуктов.

 

Основной рынок сбыта товаров из Шри-Ланки — США, Великобри­тания и Япония, основные источники импорта — Япония, Индия и Гон­конг. Шри-Ланка — крупнейший в мире поставщик черного чая.

Среди других статей сельскохозяйственного экспорта: орех арека (бетель), молодая кукуруза, лист бетеля, молодая бамия, дыня-канталупа, карда­мон, орех кешью, корица, масло коры и листьев корицы, масло цитронеллы, гвоздика, какао, кофе, кокосовые орехи, срезанные цветы, деко­ративные лиственные растения, свежие фрукты, свежие овощи, корни­шоны, пряные смеси, грибы, мускатный орех, папайя, перец, рис, каучук, семя сезам (кунжут) и табак.

 

Также на экспорт поступает промышленная продукция — авиацион­ное и корабельное топливо, консервированные фрукты, цемент, гончар­ные изделия, химикаты, компьютерное программное обеспечение, кос­метические аксессуары, молочные продукты, бриллианты (реэкспорти­руемые, ограненные и полированные), электрические и электронные приборы, удобрения, обувь, фруктовые соки, мебель, одежда, перчатки, предметы народных промыслов, промышленные насосы, ювелирные изделия, изделия из кожи, машинное оборудование, бумага и бумажно-беловая продукция, бензин, лекарства, клееная фанера, декоративные фарфоровые фигурки, трубы из ПВХ. холодильники, изделия из каучука, шелковые цветы, сталь, сахар, текстиль (хлопковые и синтетические ткани), игрушки и товары для спорта, шины, установки для очистки воды, изделия из дерева и пряжа (хлопковая и синтетическая).

 

 

Также экспортируются драгоценные камни и минералы, ценные сорта дерева (эбеновое дерево, красное дерево, атласное дерево и тик), морские животные и морепродукты — аквариумные рыбы, трепанги, крабы, пла­вательные пузыри рыб, лобстеры, ракушки, акульи плавники и разные сорта креветок.

 

Шри-Ланка представляет такие экспортные услуги, как бункеровка, пересылка грузов, ввод компьютерных данных, разработка программно­го обеспечения, консалтинг, транзитная торговля, обработка драгоцен­ных камней, людские ресурсы, печать, поставка продовольствия и обору­дования на суда, регистрация судов, ремонт и техобслуживание судов, а также туризм.

 

Фондовая биржа в Коломбо (4-01 West Block, World Trade Center, Echelon Square, Colombo 1;0112446581; www.cse.lk; ® работа­ет no будням 9:30—12:30) — единственная фондовая биржа страны. Сдел­ки с акциями не облагаются налогом за исключением 15%, удерживаемых с суммы дивидендов для нерезидентов. К середине 2008 г. рост инфляции начал вызывать обеспокоенность, достигнув, согласно, оцен­кам, примерно 30%.

 

Национальный флаг Шри-Ланки имеет древнее происхождение. К рисунку Львиного знамени короля Шри Викрама Раджасингхе, кото­рый был привезен в Великобританию в 1815 г., были добавлены две поло­сы, зеленая и желтая. Ширина каждой полосы равняется одной седьмой ширины флага.

 

Когда в 1972 г. Шри-Ланка стала Республикой, традиционное стилизо­ванное изображение листьев дерева по краям флага было заменено на более реалистичное. Новая версия флага была впервые развернута на праздновании Дня республики 22 мая 1972 г. В таком виде флаг дошел до наших дней, его дизайн определен в одной из статей конституции.

----------------------------

Шри - Ланка (Туры в Шри - Ланку)

Шри - Ланка (Туры в Шри - Ланку)

 

Страна: Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, ранее Цейлон.

Страна стала республикой и получила нынешнее название в 1972 г. — к древнему названию острова Ланка была добавлена приставка «Шри», что означает «блистательный».

 

Туры в Шри-Ланку

 

Расположение: остров неподалеку от южной оконечности Индии, 880 км к северу от экватора;

 

Площадь: 65 525 км2.

 

Топография: прибрежные области и северная часть острова равнинные, центральная и центральная южная части холмистые и гористые.

 

Климат: тропический в низинах (средняя температура 27 С), более прох­ладный на возвышенности (средняя температура 16 С). В мае-июле дует юго-западный муссон, в декабре-январе — северо-восточный.

 

Столица: Шри Джаеварденепура (Sri Jayewardenepura).

Коммерческая столица — Коломбо. Население округа Коломбо — 2,3 млн. человек (по дан­ным 2008 г.). v

 

Правительство: исполнительную власть представляет избираемый населением президент, который является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженных сил и главой Кабинета министров. Министров избирают из числа 225 членов парламента. Парламент также формируется в результате выборов.

 

Население: 20 миллионов человек (по данным 2008 г.), из которых 74% — сингальцы, 18,1% — тамилы, 7,1% — мавры, 0,8% — малайцы, бюргеры (потомки голландских колонистов) и другие.

 

Распределение населения: городское население — 21,5%, сельское — 72,2%, жители поместий — 6,3%.

 

Процент грамотности населения: 90,7%

 

Средняя продолжительность жизни: мужчины — 69 лет, женщины — 74 года.

 

Экономика: основные статьи валютного дохода — одежда, денежные переводы эмигрантов, чай, туризм (среднее число посетителей — 500 000 в год).

 

Валовой внутренний продукт (ВВП): прирост 6%

 

Валовой национальный продукт (ВНП): 1 102 292 млн. рупий по текущим

показателям производственного фактора

 

Средний доходна душу населения: US$ 1160 в год

 

Язык: сингальский, тамильский, английский

Религия: буддисты — 69,3%, индуисты — 15,5%, христиане — 7,6%, мусульмане — 7,5%, другие вероисповедания — 0,1%. Валюта: рупия (рп)

 

Обменный курс: £1 = 207 рупий, US$ 1 = 108 рупий, 1 евро = 162 рупий (на 2008 г.)

 

Международный телефонный код: +94

 

Часовой пояс: GMT + 5 часов 30 минут

 

Электричество: 230 вольт

 

АС Система мер и весов: метрическая

 

Флаг: две равные полосы желтого и зеленого цвета по краю флага с изо­бражением льва короля Шри Викрама Раджасингхе (Sri Wikrama Rajasinghe)

 

Достопримечательности Шри-Ланки


 

География Шри-Ланка

 

Площадь Шри-Ланки равняется приблизительно половине площади Англии. С севера на юг она тянется на 435 км, в самой широкой точке достигает 240 км. От Индии Шри-Ланку отделяет 48-километровый Полкский пролив, настолько мелководный, что океанские суда не могут обогнуть остров с севера.

Несмотря на то, что расстояние от Шри-Ланки до Индии невелико, разница между этими странами во всех отношениях огромна.

Большую часть территории острова составляют равнинные низмен­ности, однако центральная южная часть гористая, там находятся девять пиков высотой более 2133 м. Самые высокие горы острова — Пидурута-лагала (2524 м), Киригалпота (2395 м), Тотаполаканда (2357 м), Кудаха-гала (2320 м) и Шри Пада, или Пик Адама (2243 м).

 

 

Самая длинная из множества рек — Махавели Ганга (Mahaweli Ganga) (ее длина 335 км) вдвое превышает следующую по протяженности реку Аруви Ойя (Aruvi Оуа), длина которой 164 км.

На острове насчитывается около 100 водо­падов, самый высокий из которых — Бамбараканда (Bambarakanda) (263 м), за ним следуют Диялума (Diyaluma) (220 м) и Курунду Ойя (Kurundu Оуа) (206 м).

У берегов Шри-Ланки расположены 113 неболь­ших островов.

Общая площадь суши и моря составляет 554 235 км2, из них суша зани­мает 65 525 км2, внутренние воды — 1570 км2, исторические воды — 12 060 км2, территориальное море — 18 060 км2, зона, прилежащая к тер­риториальным водам — 19 620 км2 и исключительная экономическая зона (EEZ) - 437 400 км2.

 

Климат Шри-Ланки

 

Поскольку Шри-Ланка расположена близко к экватору, смена сезонов на ней не выражена, и зимы на острове не бывает. Длина светового дня оста­ется практически неизменной круглый год, разница между 22 июня и 22 декабря в Коломбо составляет всего 48 минут.

Климат Шри-Ланки колеблется в среднем диапазоне от 12 °С в Нувара Элия до 33 °С в Тринкомали.

 

Средний уровень осадков варьируется от 1000 мм в отдельных засу­шливых регионах северо-запада и юго-востока до 5000 и более мм в неко­торых районах Кегалле и Нувара Элия (на юго-западных склонах цен­тральных холмов).

 

В сезон муссонов дожди обычно захватывают юго-западную и северо-восточную области соответственно. Иногда осадков выпадает недостаточно, что приводит не только к засухе, но и к отключе­нию электричества, поскольку от нехватки воды страдает система гидро-электроснабжения.

 

Традиционно лучшее время для поездки — с октября по март, если вы планируете провести время на западном берегу. На восточный берег лучше ехать с апреля по сентябрь. Однако не стоит полагаться на тради­цию, как на прогноз погоды. В действительности на Шри-Ланке никогда не бывает достаточно холодно, чтобы пошел снег, и даже во время дождя вам больше пригодится зонт, чем плащ, потому что при повышенной влажности воздуха тяжелая одежда становится некомфортной. В целом в том или ином регионе страны каждый день бывает солнечным.

 

Время в Шри-Ланке

Шоппинг в Шри-Ланке

Народные промыслы Шри-Ланки

Искусство

Телефон в Шри-Ланке

Интернет в Шри-Ланке

Почта в Шри-Ланке

Покупка недвижимости в Шри-Ланке

----------------------------