Полоннарува

Полоннарува

 

По сравнению со строгой атмосферой Анурадхапуры лежащая в руинах Полоннарува кажется довольно освежающей — возможно, этому помогает и большое озеро, известное как «Море Паракрама». Руины здесь также лучше сохранились, поскольку относятся к более позднему периоду. Раз­рушенный город был столицей с начала XI в., после того как Анурадхапуру разрушили чолы из Южной Индии. Короткого расцвета Полоннарува достигла в XII в., после чего ее также разграбили захватчики. В годы расцвета город, окруженный 6 км прочных стен, населяли сотни людей. Сейчас он превратился в убежище птиц и обезьян, которых беспокоят лишь археологи да любопытные посетители.

 

История Полоннарувы

 

Засушливые джунгли и болота покрывали ту область, где сейчас находится озеро, примерно до II в. до н.э., когда здесь поселились монахи-отшельники, начавшие культивировать окрестные земли.

Над карнизом одной пешеры есть надпись, оставшаяся от этого раннего периода. Когда столицей еще была Анурадхапура, здесь размещался военный гарнизон, а около VI в. область начала развиваться. Тогда ее называли Пулаттинагара, в честь мудреца по имени Пуласти.

Мудрецов почитали индуисты и уважали буддисты, многие из них служили советниками или играли церемониальные роли при сингальском королевском дворе.

Стратегическое значение область приобрела в силу того, что господ­ствовала над пересечением всех дорог выше реки Махавели и охраняла дороги, ведущие в южную провинцию Рухуну (Яштипи).

Здесь короли размешали свои войска, а король Аггабодхи IV (667—683) стал первым, кто учредил здесь свою загородную резиденцию. В то время как Виль­гельм Завоеватель завоевывал Англию в 1066 г., король Виджаябаху (1055—1110) из Рухуну в тот же год захватил Полоннаруву.

Хотя он был побежден чолами, он выжил во многих битвах и с триумфом возвратился в Полоннаруву в 1073 г., чтобы стать правителем объединенного острова. После его смерти разразилась гражданская война, окончившаяся по­бедой Паракрамабаху, который захватил Полоннаруву и приобрел кон­троль над всей территорией острова в 1161 г.

Этому правителю принадлежит заслуга развития города. Он укрепил его и соединил с водохранилищами, создав Паракрама Самудра, озеро, напоминающее внутреннее море.

 

Многие из его деяний продолжают вдохновлять и сегодня. Отличавшийся консерватизмом, король превра­тил Анурадхапуру в заповедник дикой природы и реставрировал ее памятники. Он также восстановил монастырь Михинтале, объединил ордена буддийского духовенства, оживил религию и решительно защи­щал суверенность своей страны, даже предпринял вторжение в Индию.

Он умер в 1186 г. и вошел в историю как Паракрамабаху Великий. Для Полоннарувы его смерть стала началом конца, хотя официальной столи­цей она оставалась до 1293 г., когда священный Зуб Будды, а с ним и сто­личный статус были перенесены в Курунегалу.

Джунгли взяли свое, и большие кирпичные здания города вскоре зате­рялись в зарослях густого тропического леса. Португальцы в XVI в. раз­грабили что смогли, после чего город простоял не потревоженным до начала XIX в., когда его заново открыли англичане.

 

Как добраться до Полоннарувы

 

На поезде. Все поезда, следующие из Коломбо, делают продолжительную остановку в Махо. Есть маршруты, соединяющие Полоннаруву с Колом­бо и Тринкомали через Галл Ойю.

Станция находится в Кадурувеле, в нескольких километрах к юго-востоку от древних руин (чтобы добраться туда, вам понадобится местный автобус или трехколесник).

 

На автобусе. Путешествие будет долгим, но вполне осуществимым, если вы сядете на автобус № 48— 1, направляющийся из Коломбо в Баттикалоа. Также автобусы ходят из Канди и Анурадхапуры.

 

На автомобиле. Полоннарува — очень маленький город, который вы едва заме­тили бы, если бы не развалины стен и колонны, обступающие дорогу на подъездах к нему. Дорога с указателем, отходящая вправо, ведет к велико­лепному Паракрама Самудра (огромное искусственное озеро, созданное королем, которое иногда называют внутренним морем). Лучше отпра­виться туда, чем тратить время на осмотр города. Чтобы начать свой тур, поезжайте мимо гостиницы к Туристическому информационному цен­тру, расположенному у канала.

 

Достопримечательности Полоннарувы

 

В Музее и Туристическом информационном центре (открылся в 1999 г.) была предпринята попытка воссоздать на моделях облик города во време­на его расцвета. Город был разделен на восемь секторов, каждый из кото­рых представлен в отдельной комнатке, которые соединяет длинный прямой коридор. Одна стена в коридоре стеклянная, открывающая вид на ирригационный канал, деревья и сад. При дневном свете музей выгля­дит вполне живо. В нем есть аудитория, где показывают видеофильмы о Древней столице. Секторы музея посвящены топографической модели города, дворцу Паракрамабаху, Ватадаге (Vatadage), Алахана Пиривена (Alahana Piriwena) и выставке медных статуй и гончарных изделий того периода.

 

Музей находится у набережной «моря», рядом с каналом, на расстоя­нии, которое легко пройти пешком от Polonnaruwa Resthouse.

Невозможно не заметить скальную скульптуру, которая высится над водохранилищем. Высота скульптуры 3,65 м, она на три четверти выреза­на из большой глыбы. Хотя чаще всего изображение соотносят с Паракрамабаху Великим, более вероятно, что статуя изображает великого мудреца. Статуя представляет могучего пожилого мужчину с густой боро­дой и длинными усами, в конической шапке на голове, который держит книгу ода (пальмовый лист). Это изваяние разительно отличается от мно­жества канонических статуй Будды, которые можно увидеть в разрушен­ном городе.

 

Примерно в 100 м южнее скальной скульптуры находится монастырь Потгул Вихара (Potgul Vihara). Он отличается кольцевой планировкой, построен из кирпича и, вероятно, был возведен Паракрамабаху для того, чтобы слушать рассказы великого мудреца. Несмотря на то что крыша круглой комнаты — оштукатуренной — обрушилась, акустика, как гово­рят, там все еще отличная. (

Приятная прогулка около 700 м к северу по берегу Моря Паракрамаба­ху приведет вас к другим достопримечательностям.

Созданное королем озеро занимает площадь более 23 км2. Берег (на сингальском bund) тянет­ся на 13,67 км в длину и 12 м в высоту. Озеро орошает область площадью более 73 км2 рисовых полей, а раньше служило источником воды Ьяя города. Оно исполняло роль связующего звена между двумя древними ирригационными системами, которые тянулись к востоку от Полоннарувы, через резервуары Гиритале, Миннерии, Каудуллы и Канталы до Тринкомали.

Королю принадлежит заслуга сооружения или восстановле­ния 163 крупнейших резервуаров, 2346 резервуаров меньшего размера и 3910 ирригационных каналов.

Из руин ближе всех к гостинице расположены развалины бань, вода в которые поступала по подземным трубам, проведенным от озера. Между банями и озером находится выветрившийся лунный камень.

Ступени, ведущие вниз к воде, как и стены резервуара, сохранились с древних вре­мен. Древний город лежит к северу от гостиницы, а руины слева, если ехать по дороге от Хабараны, это Далада Малува, терраса Священного зуба Будды.

 

В древнем городе и его окрестностях можно увидеть более 30 истори­ческих зданий. Одно из самых впечатляющих среди них — гал вихара, или королевское святилище, украшенное группой скальных скульптур. Оно находится к северу сразу за монастырским комплексом Алахана Пиривена (Alahana Pirivena). В скальном святилище хранятся несколь­ко шедевров сингальского буддийского искусства, в том числе изобра­жения мифических животных, а также статуи сидящего, лежащего и отдыхающего Будды. Самые северные руины остались от цветочной ванны (flower bath) вдоль тропы в лесу, после святилища Тиванка. Снаружи здания фрески изображают нескольких великолепных львов и нескольких коренастых гномов.

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.