Анурадхапура

Анурадхапура 

 

Анурадхапура — священный город, почитаемая столица буддизма. В ее сердце находится священное дерево Бо, известное как старейшее из живых деревьев в истории, привезенное на Шри-Ланку в виде саженца в Н1 в. н.э. Неподалеку от святилищ, окружающих дерево, находятся остат­ки Медного дворца, высокой дагобы Руванвелисейя (ЯихуапуеИзеуа), ста­туя сидящего Будды, храмы, дворцы и парки. Возможно, они несколько Утратили яркость красок и стали историческими памятниками, но тем не менее они свидетельствуют о славном прошлом.

 

К середине III в. н.э. слава столичного города Анурадхапуры (основан­ной веком ранее) достигла даже Средиземноморья. Три века спустя торго­вая делегация из Анурадхапуры представила верительные грамоты импе­ратору Клавдию Цезарю в Риме и встречалась с Плинием Старшим. В течение следующих трех веков были установлены торговые связи на востоке с Китаем.

 

Согласно «Махавамсе» (сингальская буддийская хроника), Анурадхапура представляла собой модель иерархической планировки города. Отдельные огороженные области были отведены для охотников и убор­щиков, и даже для еретиков и иностранцев, с тем чтобы не беспокоить представителей высших слоев общества. Для высших и низших каст были отдельные кладбища, а также больницы. Для обеспечения постоянного водоснабжения были сооружены водохранилища. Город оставался столи­цей до X в., когда его позиции ослабила междоусобная борьба за престол. Окончательный удар был нанесен в 993 г., когда король государства Чола Раджараджа I завоевал остров, а столицу сжег и разграбил. Анурадхапура была заброшена, столица переместилась в Полоннаруву.

 

Несмотря на то что Анурадхапура утратила высокий статус, ее здания разрушались и город постепенно захватывали джунгли, в ней по-прежне­му оставались сообщества буддистов, многие из которых сделали своей целью охрану священного дерева Бо. Английские завоеватели острова были весьма заинтригованы историями о разрушенном городе. Он был заново «открыт», а в 1833 г. выбран в качестве места расположения местного правительства. В 1873 г. он был назначен столицей новой Северной Центральной провинции. В 1950-х на окраинах старого города стали строить новый.

 

Как добраться в Анурадхапуру

 

На поезде

 

Между Коломбо и Анурадхапурой ходят поезда с кондициони­руемыми смотровыми вагонами 1 -го класса.

Вагон с кондиционером идеально подходит, если вы хотите проспать всю дорогу, не обращая внимания на пейзажи за окном, однако он отго­раживает вас от реального мира железнодорожного путешествия. В него не проникают ни ветерок, ни бродячие торговцы. Вагон лучше всего использовать как базу во время путешествия, откуда можно выйти побродить по поезду, если вам станет скучно.

Впрочем, если поезд будет пере­полнен, лучше, наоборот, провести время в вагоне, в полной мере нас­лаждаясь комфортом, за который вы заплатили.

Вы можете сесть на поезд (№ 85) до Анурадхапуры от конечной южной станции Матара. Этот железнодорожный маршрут, протяженностью 410 км, самый длинный на Шри-Ланке; билет в вагон 2-го класса стоит менее $ 2.

 

Изначально длина Северной линии, идущей от Коломбо через Анурадхапуру до Джафны и далее до Канкесантураи, составляла 412 км.

В настоящее время по железной дороге можно доехать только до Медавачичи, расположенной на линии Вавунии, в 252 км от Коломбо и на 52 км севернее Анурадхапуры. Северная линия по сути начинается в Полгахавеле, где ответвляется в северном направлении от главной линии на Канди.

В 1894 г. поезда доходили до Курунегалы, затем, в 1903 г., до Анурадха­пуры.

Покидая Курунегалу, поезд двигается через кокосовые плантации, окруженные холмами, мимо призрачных, не обозначенных в расписании станций, от которых осталось лишь название на платформе. Если вы пое­дете на поезде Yal Devi, то увидите пруды лилий, мерцающие в свете под­нимающегося солнца с одной стороны железной дороги, и яркие зеленые рисовые поля с другой стороны.

 

Кое-где поезд все же делает остановки. Платформа обычно оказывается недостаточно длинной, а атмосфера — захватывающе расслабленной. В Тимбириягедара (Timbiriyagedara) (131 км от Коломбо) указатель сообщает, что станция находится всего в 79 м над уровнем моря. Это несколько разо­чаровывает — столь ничтожный результат после столь долгого путешествия.

 

Махо (Maho), в 5 км далее, построенная в 1899 г., это шриланкийская Кру — узловая станция, с которой поезда направляются на север, восток и юг. Она выглядит достаточно скромно, учитывая, с каким количеством поездов имеет дело. Более привлекательна следующая станция по Север­ной линии, Амбанпола (Ambanpola), а следующей за ней Сенаратгаме (Senarathgama) придают особое очарование храмовые деревья (франжи-паны), растущие на платформе. Пышность пейзажа начинает испарять­ся, уступая место сухим лесам и невысоким кустарникам, но не пропу­стите станции в колониальном стиле — Тамбуттегаму (Tambuttegama) и Талаву (Talawa), спрятавшиеся среди деревьев.

 

Резко контрастирует с предыдущими видами депрессивная барачная архитектура станции Анурадхапура Нью-Таун (Anuradhapura New Town), в 200 км от Коломбо. Не сходите с поезда, продолжайте ехать до главной станции Анурадхапура (Anuradhapura), построенной в 1904 г. От этого периода остались только окружающие станцию придорожные домики с колоннами, где живут железнодорожные служащие. Новая станция открылась в 1963 г., ее передний фасад с колоннами напоминает о храмах древнего города.

 

На автобусе

 

Междугородный автобус (№ 15) отходит из Коломбо каждые 30 мин. и идет через Дамбуллу. Автобус № 4-3 идет из Коломбо до Анурадхапуры через Путталам.

 

На автомобиле

 

Чтобы завернуть в Дамбуллу по пути в Анурадхапуру, вам нужно выехать из Коломбо по трассе А1 (дорога на Канди). В Амбепуссе от главной дороги отходит трасса А6, идущая через Курунегалу в Дамбул­лу и далее в Тринкомали. Из Дамбуллы трасса А13 приведет вас прями­ком в Анурадхапуру.

Если вместо этого вы решите провести ночь в Сигирии, возвращайтесь на трассу A 1 на узловой станции Хабарана и напра­вляйтесь на северо-запад до Мараданкавадалы (Maradankawadala), где она соединяется с трассой А13.

 

Дорога из Курунегалы довольно живописна, особенно в том месте, где на протяжении примерно километра идет сквозь коридор тенистых дере­вьев, ветви которых смыкаются над дорогой, создавая воодушевляющий контраст грубому гудронному покрытию дороги. В киосках на обочинах, защищенных простертыми ветвями, продают булочки и кукурузу — сырую, вареную или обжаренную.

 

Из спокойной обстановки этого природного собора вы попадаете на открытое место, где вдоль дороги расчищены участки под строительство. Справа можно разглядеть зазубренную гряду холмов, относящихся к гор­ной цепи района Матале. Контрольный пункт в лесу предназначен для задержания браконьеров, ворующих строевой лес.

 

Среди деревенских магазинов Дамбуллы бросаются в глаза факсовые бюро. Здесь трасса А13 направляется на север, удаляясь от А6 в направлений Хабараны и Тринкомали. На А6, сразу после Дамбуллы, рядом с 'перекрестком в Мирисгон Ойя (Mirisgon Оуа), в придорожных палатках продают замечательный ассортимент бобовых и зерновых культур, от сои

до семян кунжута (сезама), а также липкие сладости, скатанные в шарики размером с яйцо и сахарные кубики, до того вкусные, что сколько бы 1вы ни купили, вам все равно покажется мало. Бутыли густого топленого масла и пчелиного меда глубокого бронзового оттенка выстроены рядом с пластиковыми сумками размером с подушку, набитыми сушеным красным перцем.

Дорога, ведущая к отелю Amaya Lake и водохранилищу Кандалама Вева, находится справа. Следующий важный поворот будет в Инамадуле (Inamadula), где круговой перекресток пестрит щитами с рекламой разнообразных отелей в Сигирии, куда направляется дорога. А6 продолжает двигаться к Хабаране, справа от нее видны очертания Сигирии, а слева — н манговые сады, а также придорожные палатки, набитые помпельмусами небольшими дынями.

 

Около дороги, ведущей в Хабарану, можно увидеть слонов. Это домашние слоны, хозяева которых сдают их местным жителям, организу­ющим сафари на слонах в окружающих джунглях. Дорога от Хабараны до пересечения с трассой A13 в Мараданкандавале тянется мимо рисовых  полей, где дочерна загоревшие фермеры в набедренных повязках спотыкаются в комьях грязи, вдавливая в землю плуг, который тянут свирепые быки.

 

Дома здесь с обмазанными глиной стенами и крышами из пальмовых листьев. В Мараданкадавале также есть факсовое бюро. За предела­ми этого небольшого городка по обочинам дороги продают аккуратно уложенные вязанки дров. Не пропустите пруд с лотосами в Тирапанне (Thirapanne).

 

Оживленный контрольный пункт находится в Галкуламе (Galkulama), где от А13 отходит трасса А9, ведущая в Михинтале, и дальше до Джаф­ны. Снова рисовые поля, а затем открывается сверкающая на солнце обширная водная гладь Нувара Вева, и делониксовые деревья ослепляют яркостью своих алых цветов у перекрестка, где обе дороги направляются

 

 

Некоторые особенности передвижения


Присутствие военных в городке становится заметно, стоит только увидеть такие здания с такими вывесками, как «Столовая Центра армейского благоустройства» (Army Welfare Centre Canteen). Можно было ожидать, что в городе, прославившемся как место произра­стания священного дерева Бо, будет царить особенная атмосфера, одна­ко наделе город подчинен тяжелой руке власти.

 

Лучший способ обследовать руины древнего города (современная его часть не слишком интересна) — взять напрокат велосипед в одной из гостиниц. Не забывайте брать с собой разрешение на посещение досто­примечательностей Культурного треугольника, так как проверяющие могут неожиданно остановить вас и потребовать бумаги, даже если вы невинно двигаетесь на велосипеде по неприметной улочке. Из-за присут­ствия военных Анурадхапура переполнена контрольными пунктами. Из-за этого передвигаться по городу сложно, так как многие дороги закрыты. Даже для того, чтобы увидеть священное дерево Бо, понадобится искать объезд. На полицейской заставе вам могут посоветовать наиболее подхо­дящий на сегодняшний день маршрут. Карты хороши для того, чтобы понять, куда вы хотите ехать, но не всегда способны помочь в действи­тельности добраться туда.

 

Достопримечательности Анурадхапуры

 

Священное дерево Бо (Шри Маджа Бодхи) — обязательный пункт программы для любителей природы, поскольку является давним объектом поклонения. Согласитесь, страна, многие жители которой поклоняются дереву, может с полным правом считаться местом экологического отдыха.

Выращенное из саженца того дерева, под которым Будда обрел просветление в 528 г. до н.э., и привезенное в Анурадхапуру в III в. н.э., священное дерево Бо (Ficus religiosa) притягивает паломников. За пределами комплекса, где растет дерево, окруженное святилищами, находятся палатки, где продают кокосы и свечи для под­ношений. Попасть внутрь, однако, не так легко.

 

На автомобильной парковке есть контрольный пункт с охраной, после которого нужно пройти через поле к следующему контрольному пункту. Посетителям разрешают пройти к входу, где они должны войти в будки, в которых их обыскивают (человек, обыскивавший меня, повесил свой Т-56 на вешалку для одежды, чтобы более тщательно проделать свою работу). Внутри комплекса находится прилавок, где нужно оставить обувь (ее можно будет забрать после за небольшую плату) перед тем, как пройти 100 м к месту поклонения, позади которого виднеется ветка дере­ва, украшенная тканью. Дерево окружено позолоченным забором, соору­женным в 1966 г. Посмотреть на дерево можно бесплатно.

 

Деревья рода Ficus religiosa славятся своим долголетием и исключи­тельной мощью. Это дерево защищали и пестовали на протяжении его 2250-летнего существования потомки (так говорят) хранителей, назна­ченных Королем Тиссой (Tissa) (250-210 гг. до.н.э.), который получил первый саженец. Изначальное дерево окружают другие деревья Бо, выросшие на его корнях.

 

В древние времена от Тисса Вева вокруг дерева Бо шел канал к резер­вуару у Медного дворца, питавший дерево. Фа Сянь (Fa Xieng), китай­ский путешественник, посетивший Шри-Ланку в 413 г. н.э., заметил: «Когда дерево начало клониться к юго-востоку, король обеспокоился, как бы оно не рухнуло, и снабдил его подпоркой». В наши дни дерево поддерживается точно таким же образом.

Когда захватчики из Индии уничтожили большую часть города, дере­во Бо они не тронули, поскольку оно является священным также для индуистов. В заброшенном городе, постепенно захватываемом джунгля­ми, хранители жгли костры, чтобы отогнать от дерева диких животных. В 1803 г. последний король Канди построил вокруг дерева стену для защиты от диких зверей. Сейчас за благосостоянием дерева наблюдают директор Ботанического сада в Перадении и Министерство сельского хозяйства.

 

Здание, построенное королем Тиссой в 111 в. до н.э. для монахов, кото­рые хранили дерево, было переделано в Лоха Пасада (Loha Pasada), или Медный дворец, королем Дутугемуну (161 — 137 гг. до н.э.). Он построил девятиэтажное здание с тысячью комнат и крышей, покрытой медной черепицей, благодаря которой дворец получил свое название. В центральном покое находился трон из слоновой кости, украшенный инкру­стациями: солнцем, выполненным из золота, серебряной луной и жем­чужными звездами, поскольку символом Будды до начала поклонения его образу в I в. н.э. был пустой трон и изображения его следов.

 

Все, что осталось от того великолепного здания — 1600 колонн, так как изначальный дворец, выполненный из дерева, погиб от пожара через 15 лет после того как был построен. Колонны в действительности оста­лись от реставрации, проведенной Паракрамабаху Великим (1153-1186), и они, очевидно, были заимствованы из других зданий. В юго-западном углу дворца расположена группа колонн, на фризах которых изображены веселые гномы.

 

Постройка дагобы Руванвелисья (Ruwanwelisya Dagoba), известной как Махатупа (Mahathupa), началось в 114 г. до н.э. Фундамент этой ступы (куполообразное здание, место поклонения буддистов) был углу­блен на 1,5 м, заполнен камнями, которые утрамбовывали слоны, и укреплен медной и серебряной обшивкой.

 

Легенда гласит, что когда архитектора, выигравшего конкурс на постройку этого святилища, спросили, каким будет его сооружение, он попросил принести золотую чашу, полную воды, затем набрал воду в ладонь и вылил ее обратно в чашу, так что падающая струя образовала идеальную сферу. Так для ступы была выбрана сферическая форма, кото­рую на протяжении веков постепенно изменили многочисленные рестав­рации.

 

На запад от Махатупы можно увидеть огромную кирпичную ступу — Джетавана (Jetavana). Изначально она достигала 120 м в высоту и была третьим по величине строением своего времени (III в. до н.э. — ее превы­шали только две египетские пирамиды).

У этой ступы бетонное основание и фундамент из кирпичей, уходящий в глубину на 12 м. Вокруг нее были сгруппированы монастырские постройки (сейчас лежащие в руинах) — молитвенные и жилые помещения, трапезная, а также остатки прямоу­гольного пруда, который служил монастырю центральным резервуаром.

 

Если у вас нет времени на осмотр всех ступ и руин Анурадхапуры, вы можете компенсировать это визитом в музеи и в туристические информа­ционные центры. Сейчас открыто два таких центра в рамках проекта ЮНЕСКО «Культурный треугольник Шри-Ланки». Они находятся в комплексе Абхаягири (Abhayagiri) (Музей Махатиссы — Фа Сяня) и в комплексе Джетавана (Археологический музей и Сокровищница).

 

Вокруг Анурадхапуры также есть другие интересные культурные реликвии, до них можно добраться по дороге. Ближе всех расположена Михинтале, крупная скала, которую некогда населяли тысячи монахов.

 

Аукана (Aukana) находится в 50 км к юго-западу от Анурадхапуры, туда можно добраться по дороге, которая идет вдоль дамбы водохранилища Келавева (Kelawewa). В Аукане есть железнодорожная станция (174 км от Коломбо), однако не все поезда на ней останавливаются. Еще один спо­соб попасть туда — сойти с поезда, идущего на Тринкомали, в Келавеве, где делают остановку все поезда этой линии, и остаток пути проделать по дороге.

 

В Аукане есть колоссальная статуя Будды, высеченная из цельной скалы, до нее можно дойти пешком от железнодорожной станции. Еще одно массивное изображение, но не такое впечатляющее, находится в Сейсруве (Saseruwa), в 10 км за Ауканой.

 

Однако, по мнению предыдущего издания путеводителя Энрю Фор­сайта, «Сейсрува — интересное место, там есть незавершенное изваяние Будды, высеченного из скалы, таких же размеров, что и в Аукане, и пеще­ра, в которой находится большая статуя лежащего Будды. Лежащий Будда вытесан из камня и одет в настоящую хлопковую одежду. Билеты стоят 500 рупий».

 

К юго-западу от города, на расстоянии около 40 км находится горный массив Ритигала (Ritigala). В этом месте расположена крупная группа лесных монастырей, а на горе, согласно легенде, произрастает множество лекарственных растений. Это также природный заповедник. В Тантримале (Tantrimala), около 40 км севернее Анурадхапуры, находится большой сидящий Будда и еще одна лежащая фигура, оба вырезанные из цельной скалы.

 

Здесь на холме высотой 340 м находится знаменитый скальный храм, богато украшенный резьбой и множеством статуй. Его основал король Валагам Баху в I в. н.э. в благодарность за то, что нашел укрытие в одной из пещер, спасаясь бегством от малабарских захватчиков.


ВОЗМОЖНО ВАС ЭТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.