Достопримечательности Канди

Достопримечательности Канди

 

Взрыв бомбы в храме Зуба Будды (Шри Далада Малигава) в 1998 г. поло­жил конец презумпции невиновности в отношении посетителей храма. Сейчас посещение храма — это не только торжественное паломничество, но и нечто сродни испытанию. Оно начинается с высадки туристов из автобусов в узком пространстве напротив Queen 's Botel у входных ворот в комплекс, где благоговейную атмосферу нарушают настойчивые трели велотележек продавцов мороженого.

 

Объявления гласят: «Всех посетителей священной зоны Шри Далада Малигава убедительно просим воздержаться от ношения головных убо­ров, мини-юбок, коротких брюк и жакетов без рукавов, для поддержания атмосферы благочестия святого места».

 

Перед входом в парк перед хра­мом всех посетителей обыскивают, мужчин и женщин в отдельных поме­щениях. Плата за вход составляет 200 рупий, еще 100 рупий стоит разрешение на фотосъемку, 300 рупий — на видеосъемку.

Перед тем как войти непосредственно в храм, посетители обязаны снять обувь — ее можно оставить на хранение и забрать после за небольшую плату. Основное свя­тилище находится этажом выше, его двери открыты во время пуджа (при­ношения)  6:30, 10:00 и 18:00 ежедневно, тогда можно увидеть шка­тулку, в которой хранится зуб.

 

Зуб является объектом поклонения буддистов и объектом любопыт­ства посетителей. Сам зуб вы, однако, не увидите.

Считается, что он был извлечен из пепла, оставшегося после кремации Гаутамы Будды в Куши-наре в Индии в 543 г. до н.э., и тайно перевезен на Шри-Ланку в IV в., спрятанный в волосах принцессы из Ориссы.

 

Он хранился как символ нации во многих местах до тех пор, пока не обрел окончательное пристанище в Канди в 1592 г. — тогдашний прави­тель Вимала Дхарма Сурья I (1591-1604) построил двухэтажное святили­ще на том месте, где стоит современный храм. Двухэтажный храм, заме­стивший его, — нынешний Внутренний храм. Золотой навес над поме­щением с реликвией появился в конце XX в.

 

Каждый год по случаю месяца эсала (июль—август) в честь священно­го зуба устраивают публичные воздаяния почестей и десятидневную перахера, кульминацией которой становится день пойя (полнолуние).

 

Сингальский термин «перахера» обозначает процессию музыкантов, танцоров, акробатов и т.д., в сопровождении слонов шествующую по ули­цам в честь религиозного или светского деятеля или событие Это явление не уникально для Канди — в то же самое время перахера прохо­дит в Катагараме. Также перахера можно увидеть в Коломбо в феврале и даже на туристическом курорте Бентота в декабре.

Кандийскую Эсала-перахера устраивают в честь священного зуба (который в действительности не выставляют напоказ, вместо него по улицам проносят ларец) и его четырех божественных стражей — Натхи, Вишну, Катагарамы и Паттини. Во время предыдущих пяти дней перахе­ра проводят в пределах отдельных храмов. Затем начинаются обществен­ные перахера, которые проводят по ночам; пять первых процессий назы­ваются «кумбал», пять последних — «рандоли».

 

Последние пять ночей самые зрелищные — процессию возглавляют танцоры с хлыстами, за ними идут люди с флагами различных провинций бывшего королевства Канди. Также вы увидите жонглеров и глотателей огня, а также слонов разных пород. Шествие продолжается по меньшей мере три часа.

 

Для публики, желающей посмотреть на процессию, продают билеты в стратегические места. Первый раз перахера транслировали онлайн в пря­мом эфире в августе 2001 г.

 

В новом храмовом музее (вход 100 рупий), расположенном сбоку от Шри Далада Малигава, выставлены ювелирные изделия, а также украше­ния и картины, которые на протяжении многих лет жертвовали храму. Раджа, величественный слон, носивший на себе шкатулку, символизи­рующую священный зуб, во время сезона перахера, запечатлен в реали­стичной позе в виде чучела.

 

Также здесь можно увидеть четыре девале (часовня или святилище, в котором обитает божество), связанные с Шри Далада Малигава и коро­левским дворцом. Натха Девале, самое старое из четырех, обращено прямо к Шри Далада Малигава и датируется XIV в. Перед его главными воротами находится Вишну Девале. Здесь в главном зале хранится палан­кин, используемый во время Эсала-перахера.

Паттини Девале расположено к западу от основного храмового ком­плекса. Ему, вероятно, около 400 лет, и в нем, как говорят, хранится золо­той ножной браслет богини Паттини. Катагарама Девале на Котугоделле Видеейя (Kotugodelle Videeya) (улица направо сразу после Queen's Hotel) — единственное из четырех девале, где богослужения совершают индуист­ские брамины. Его значение связано с тем, что бог Катагарама считается хранителем и защитником Шри-Ланки.

 

Допуск в девале происходит по общему билету в Культурный треуголь­ник. Билет можно купить в офисе Культурного фонда, расположенном неподалеку от Паттини Девале (в старом здании с верандой, бывшем зда­нии суда) рядом с фонтаном принца Уэльского. Билет также дает право на вход в Национальный и Археологический музеи в Канди.

 

Фонтан принца Уэльского заслуживает внимательного рассмотрения. Украшенный херувимами в стиле рококо, он был установлен «кофейны­ми плантаторами Цейлона», чтобы служить напоминанием о визите в Канди в 1875 г. Эдуарда, принца Уэльского, старшего сына королевы Виктории. Расположенный перед Паттини Девале, этот экстравагантный памятник, возможно, был намеренной попыткой внести немного уме­ренной фривольности в торжественность окружающей обстановки.

 

Это чудесная, хотя и несправедливо презираемая работа викториан­ских мастеров литейного дела. Чугунные херувимы, отлитые в Глазго, сидят верхом на крокодилах и кувшинах для воды. Когда фонтан работа­ет, вода выплескивается из пасти крокодилов и из кувшинов в фестонча­тые раковины, установленные внизу, а затем стекает в бассейн фонтана. В центре бассейна букет похожих на кораллы цветов поддерживает весе­лых рыб, извергающих воду, а над ними обмакивают клювы в воду чугун­ные журавли. В жизнерадостный дизайн фонтана включены перья, эмблема принца Уэльского. Пройдите несколько ярдов вниз по улице и

посмотрите налево на то, что осталось от величественного эдвардианского здания, ныне испещренного табличками с именами и званиями рабо­тающих в нем юристов. Раньше здесь была казарма — на втором этаже квартировали солдаты, а на первом размещались их лошади. 15 стойл на первом этаже ныне оснащены дверьми и окнами — юристы сидят за столами там, где когда-то ухаживали за лошадьми.

 

После того как Канди был признан памятником мирового культурно­го наследия, городские здания подверглись ревизии и для дальнейшего удобства разделены на три категории. В первую категорию вошли здания, которые необходимо сохранять без каких-либо изменений. К ним отно­сятся все постройки по улице Дева Веедия (Deva Veediya), а также Olde Empire Hotel, здание, в котором разместился Центральный культурный фонд и Муладения Мандирия (Muladeniya Mandiriya), где сейчас разме­стился весьма полезный Туристический информационный центр.

 

Также на Дева Веедия находится постоянное напоминание о британ­ском присутствии — церковь Святого Павла (St. Paul's Church), построен­ная в 1846 г. и действующая до сих пор. С ней связано гарнизонное кладбище (Garrison cemetery), на краю святилища Удаватте Кале (Udawatte Kalle) на границе Канди, сразу за храмом Зуба Будды и примерно в 200 метрах от дома священника церкви Св. Павла.

 

Могилы британских первопроходцев и поселенцев заполняют простран­ство, оставшееся от прежнего кладбища. Во время недавней инвентариза­ции было зарегистрировано 130 могил, однако в описи 1914 г. их значится 163.

Исчезновение 33 могил символично, оно говорит о потере значения этого кладбища. Однако именно здесь похоронен один из неутомимых бри­танцев, послуживший орудием окончательного завоевания Канди. Это сэр Джон д'Ойли (sir John D'Oyly), родившийся в Сассексе в 1774 г. и умерший в Канди в 1824 г.

Надпись на его могиле сообщает, что он был «житель Кан­динских провинций и один из членов Его Величества Совета сего острова, чья похвальная служба Правительству с 1802 г. и таланты, проявленные во время Кандинской войны, сохранены в архивах Правительства и Канцеля­рии Государственного секретаря по делам колоний».

Д'Ойли, по-видимому, был примечательной личностью, своеобразным хиппи XIX в. — он перенял местные обычаи, выучил сингальский язык и бегло разговаривал на нем. Современники описывали его как «сингальского отшельника... с привы­чками аборигена» и «неотесанного затворника».

 

Занимательно читать надписи на надгробиях и видеть могилы перво­проходцев, таких как последний европеец, убитый слоном, или капитан Ларди (Lardy), который исследовал Махавели Ганга, или несчастный Дэвид Финдли (David Findley), погибший в 1861 г. во время обрушения своего дома. Кладбище больше не используется и содержится на сред­ства, пожертвованные церкви.

 

Два музея, посвященные Канди, находятся на территории храма. Национальный музей (© 9:00—17:00, выходной — пятница) расположен восточнее храма на небольшом холме, возвышающемся над озером, в бывших покоях царских наложниц. Археологический музей (© 8:00—16:00, выходной — вторник) находится в небольшом помещении — остатке великолепного королевского дворца.

 

Также заслуживает посещения Аудиенц зал, расположенный позади храма, несколько севернее, с резными колоннами типично кандийского дизайна. Его строительство начал в 1784 г. король Раджадхи Раджа Синха, но завершено оно было только в 1820 г. Именно там в марте 1815 г. была подписана Кандийская конвенция, согласно которой земли королевства переходили в руки англичан.

 

Впечатление спокойствия усиливает озеро. Оно было создано послед­ним королем Канди, Шри Викрама Раджасингхе (1798-1815), который запомнился потомкам этим своим деянием, а не только тем, что лишил­ся трона. Он создал озеро в 1810—1812 гг., запрудив поток, который бежал через болота на окраинах города. Рассказывают, что он очень радовался, когда в пруду начали появляться рыбы, и кормил их вареным рисом.

 

На противоположных берегах озера находятся два наиболее значи­мых монастыря страны. Их возглавляют старшие священнослужители буддийского ордена. Монастырь Малватта (Malwatta) на южной сторо­не озера отличается архитектурным планом и отделкой XVIII в. Монастырь Асгирия (Asgiriya) расположен к западу от города, там нахо­дится место кремации кандийских королей. В одном из помещений святилища находится гигантская статуя отдыхающего Будды. Ежегодно в обоих храмах происходит церемония посвящения монахов (сангха) в более высокий сан.

 

Вас как посетителя неизбежно пригласят на культурное представление. Оно входит в программу организованных туров, и даже если вы посеща­ете Канди независимо, ваш водитель или гид предложит вам посмотреть его. Каждый вечер для посетителей дают пару конкурирующих предста­влений — это хороший способ познакомиться с местными танцами и народной культурой.

 

В представление входят демонстрация традиционных кандийских мужских танцев — танцоры с обнаженным торсом облачены в искусно отделанные костюмы и носят в ушах необычные серебряные украшения, а также представление жонглеров, вращающих множество лакированных тарелок. Также обычно показывают глотание огня и танцы с масками, характерные для низинных областей страны. Трио барабанщиков-дерви­шей исполняет неистовую музыку.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.